Документ подписан электронной подписью. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Торопецкого района детский сад «Жемчужинка» (МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка») ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка» (протокол от «27» февраля 2023г. № 4) УТВЕРЖДЕНО Врио заведующий МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка» И.Г. Алексеева «27» февраля 2023 г №_22 СОГЛАСОВАНО На заседании родительского комитета (протокол от «27» февраля 2023г. № 4) ПОЛОЖЕНИЕ об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияТоропецкого района детский сад «Жемчужинка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о об организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка» (далее по тексту – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями, с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», с Приказом Министерства Российской Федерации от 03.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р), с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении Документ подписан электронной подписью. показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам», с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»», с Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»», с Постановлением Главного государственного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи)», уставом МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка» (далее – детский сад). 1.2. Положение регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам детского сада (далее по тексту – образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов. 1.3. Положение является обязательным к исполнению для педагогов дополнительного образования детского сада, осуществляющих деятельность по образовательным программам. 2. Формирование и утверждение образовательных программ 2.1. В детском саду реализуются образовательные программы различной направленности: социально-гуманитарной, технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной и художественной. 2.2. На титульном листе программы указывается: - учредитель детского сада, - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем принята и утверждена дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; - кто и когда осуществлял экспертизу программы (рекомендовал к рассмотрению педагогическим(методическим) советом (располагается на оборотной стороне титульного листа) - название дополнительной общеразвивающей программы; - направленность программы; - срок реализации дополнительной общеразвивающей программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная Документ подписан электронной подписью. программа; - Ф.И.О., должность разработчика дополнительной общеразвивающей программы; - название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа; - год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. 2.3. Структура образовательных программ должна включать: Комплекс основных характеристик программы: 1.Пояснительная записка, в которой раскрываются: - Нормативно-правовое обоснование разработки программы (может указываться в разделе «Литература») - Направленность программы - Актуальность программы - Отличительные особенности программы - Адресат программы - Условия набора детей в объединение (кружок) - Срок освоения программы - Объём программы - Формы обучения - Особенности организации образовательного процесса - Формы реализации образовательной программы - Особенности содержания и организации образовательного обучения процесса на каждом этапе - Организационные формы обучения - Режим занятий 2.Цель и задачи программы. - Формулировка цели должна отображать конечный результат реализации программы; - Цель должна быть достижима в рамках программы; - Формулировка цели должна быть понятной и лаконичной; - Цель не должна расходиться с направленностью, актуальностью, содержанием программы. Достижение цели осуществляется в образовательном процессе путем решения задач. Документ подписан электронной подписью. Задачи должны соответствовать цели и подразделяться на группы: •Обучающие (образовательные) • Развивающие задачи, • Воспитательные задачи Формулировать задачи следует в едином ключе. 3.Содержание программы (учебный план, содержание учебно-тематического плана) 3.1.Учебный план должен соответствовать форме организации содержания: или это традиционная (простая) форма, или модульная, или разноуровневая. В учебном плане отражается перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на аудиторные (теоретические и практические виды занятий) и внеаудиторные занятия (самостоятельная работа и занятия, которые могут проводиться с использованием дистанционных образовательных технологий). Практическая деятельность детей на занятиях, как правило, должна преобладать над теорией (в примерном соотношении 60% на 30%). Также закладываются часы: - на комплектование группы первого года обучения; - на вводное занятие (введение в программу); - концертную, выставочную или соревновательную деятельность; - итоговое занятие, отчетное мероприятие. Учебный план дополнительной общеразвивающей программы составляется по годам обучения и содержит: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; - формы аттестации/контроля Образцы оформления учебного плана Вариант 1 № п/п 1 Название раздела, темы Всего Количество часов Теория Практика Формы промежуточной аттестации/ контроля (зачет, творческая Документ подписан электронной подписью. работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.) 2 3 Итого: 3.2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы, возможно, отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий), в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на инструкции по ТБ, на правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.); - материал следует излагать назывными предложениями; - содержание каждого года обучения оформляется отдельно; - в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, правила выполнения упражнений, репертуар и т. п.). 4.Планируемые результаты. Личностные результаты 5. Комплекс организационно-педагогических условий включает в себя календарный учебный график, перечень необходимых условий реализации программы (материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, может включать информационное обеспечение), педагогический мониторинг (текущий контроль), оценочные материалы, а также методическое обеспечение. Календарный учебный график Оформляется в табличной форме. Форма календарного учебного графика (для каждой группы) № Месяц п/п Чис ло Время проведе ния \занятий Форма проведен ия занятий Кол-во часов Тема занятия Место проведе ния Форма контроля Условия реализации программы Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП Документ подписан электронной подписью. 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"). Учебный процесс ведётся также с учётом Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи») Материально-техническое обеспечение Сведения о помещении, в котором проводятся занятия (в кабинете, физкультурном или музыкальном зале и т.д.); сведения о наличии подсобных помещений (кладовых, костюмерных, раздевалок и т.п.); перечень оборудования учебного помещения, кабинета; перечень оборудования, необходимого для проведения занятий; перечень технических средств обучения; перечень технических, графических, чертёжных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; перечень материалов, необходимых для занятий; учебный комплект на каждого обучающегося; требования к специальной одежде обучающихся (спортивная форма, одежда для занятий танцами и т.д.). Полный список оснащения и оборудования, чтобы не перегружать основной текст программы, можно перенести в Приложение к ней. Информационное обеспечение Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии. Кадровое обеспечение Целесообразно перечислить педагогов, занятых в реализации программы, кратко охарактеризовать их профессионализм, квалификацию. Формы аттестации Аттестация позволяет определить, достигнуты результаты, освоена ли ими программа. ли обучающимися планируемые Формы аттестации специфичны для каждой программы, соответствуют локальному акту ОО, в котором определены входная диагностика, текущий контроль; представлены критерии и показатели оценки уровней образовательных результатов. Документ подписан электронной подписью. Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся. Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия. Оценочные материалы. Оценочные материалы - перечень диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. Включают различные диагностические материалы (карты, тесты и т.д.), разработанные критерии оценки. Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики. Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий помещаются в Приложении к программе. Оценку деятельности кружка родитель может оставить в Навигаторе дополнительного образования детей. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы может быть представлено в виде таблицы: Тема занятия Дидактический материал Техническое оснащение 2.4. Разработка образовательных программ 2.4.1. Образовательные программы формируют педагоги. 2.4.2. Программы разрабатываются с учетом пожеланий родителей (законных представителей) воспитанников. Для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов при формировании программы учитываются особенности их психофизического развития. 2.4.3. Для утверждения программ старший воспитатель готовит: служебную записку на имя заведующего детским садом с обоснованием необходимости открытия новой программы. Служебная записка подписывается Документ подписан электронной подписью. разработчиком образовательной программы и руководителем структурного подразделения; проект программы, составленной с учетом требований, указанных в пункте 2.2 настоящего раздела. 2.5. Согласование образовательных программ. 2.5.1. Разработанный проект образовательной программы предоставляется на проверку и согласование заместителю заведующего по воспитательной и методической работе. Проект образовательной программы, сформированной для воспитанников с ОВЗ и детейинвалидов, дополнительно предоставляется на согласование психолого-медикопедагогической комиссии. 2.5.2. На последней стадии согласования проект образовательной программы предоставляется на рассмотрение педагогическому совету детского сада. 2.6. Утверждение и пересмотр образовательных программ. 2.6.1. Образовательную программу утверждает заведующий детским садом. 2.6.2. Утвержденные программы размещаются на информационном стенде и официальном сайте детского сада и размещаются в Навигаторе дополнительного образования детей. 2.6.3. Оригинал утвержденной образовательной программы хранится у старшего воспитателя, копии – у заместителя заведующего по воспитательной и методической работе. 2.6.4. Педагог имеет право в течение учебного года вносить изменения в Рабочую программу в случае изменения форм обучения, не предусмотренных основной программой, использования дистанционных технологий, форм организации образовательной деятельности, внедрения новых достижений педагогической науки и практики с целью совершенствования учебного процесса. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы со старшим воспитателем или заведующим детским садом и внесены в аннотацию. 2.5. Рабочие программы предметов, курсов, модулей Структурный компонент «Рабочие программы» является обязательным для дополнительной общеобразовательной программы, исходя из понятия «Образовательная программа» (ФЗ № 273, гл.1 ст.2 п. 9). По статусу рабочая программа является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной ДООП. Рабочие программы составляются для программ, состоящих из модулей или совокупности предметов, дисциплин или курсов. Для дополнительных общеобразовательных программ, рассчитанных на 1 год реализации рабочая программа не составляется. Рабочая программа разрабатывается на учебный год под конкретную учебную группу, учитывает особенности и возможности учащихся, а также условия реализации. 2.6. Рабочая программа воспитания Документ подписан электронной подписью. Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы являются обязательными структурными элементами дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на основе изменений, внесенных в Закон «Об образовании в Российской федерации» ФЗ № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся» ( вступил в силу 1 сентября 2020 г.) Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы не требуют отдельного титульного листа и грифа утверждения. Это структурные компоненты дополнительной общеобразовательной программы. Объем Рабочей программы воспитания и Календарного плана воспитательной работы не должен быть большим. Рабочая программа воспитания состоит из следующих структурных элементов: тельного процесса в ДОО. * При разработке Рабочей программы воспитания рекомендуется опираться на «Примерную программу воспитания», утверждённую на заседании Федерального учебнометодического объединения по общему образованию 2.06.2020 г., а также на методические рекомендации «О разработке программы воспитания» М., 2020». 2.7. Календарный план воспитательной работы. Это разрабатываемый в соответствии с рабочей программой воспитания и конкретизирующий ее применительно к текущему учебному году перечень конкретных дел, событий, мероприятий воспитательной направленности. Календарный план воспитательной работы оформляется по форме, принятой в детском саду. 2.8. Список использованной литературы и электронных образовательных ресурсов. Выделяются разделы по категориям адресатов: - для педагога, - для обучающихся Списки оформляются в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 по оформлению библиографии. Включаемые в список издания должны отвечать современности. В списке основной литературы, рекомендованной для использования при освоении программы, издания, выпущенные более 5 лет назад, составляют не более 50% от общего количества. Документ подписан электронной подписью. Литература для педагога: Литература для обучающихся: 2.9. Приложения к образовательной программе: - Рабочие программы на текущий год (на каждую учебную группу), - Календарный план воспитательной работы на учебный год. К программам также могут быть добавлены приложения различного характера. - Аннотация к рабочей программе. Должна содержать краткое описание содержания программы, уровень сложности, описание группы (наполняемость, особенности ее формирования), для которой она составлена, а также иную информацию, необходимую для заказчиков и получателей услуг. Аннотация составляется на понятном для широкого потребителя языке и не должна превышать объем более 1 страницы. 3. Прием на обучение и отчисление воспитанников 3.1.Прием на обучение и отчисление воспитанников регулируется Локальным актом детского сада. 3.2. К освоению образовательных программ допускаются воспитанники детского сада в возрасте от 3 до 7 лет, если иное не обусловлено спецификой реализуемой программы. При наличии свободных мест к обучению допускаются воспитанники из других дошкольных организаций. 3.3.Дети в возрасте 5-7 лет подлежат учету в Навигаторе дополнительного образования детей посредством получения сертификата учета. 4. Организация образовательного процесса 4.1. Организация образовательного процесса регламентируется расписанием занятий и утвержденной образовательной программой. Расписание занятий утверждает заведующий детским садом. В расписании не могут совпадать часы занятий детей одновременно в нескольких (кружках) объединениях. Образовательные программы ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 4.2. Предоставление образовательных услуг по образовательным программам осуществляется в течение всего календарного года, а также может проводиться и в каникулярное время. Воспитанники детского сада осваивают образовательную программу без отрыва от обучения по образовательной программе дошкольного образования. 4.3. Программы реализуются детским садом как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. 4.4. Обучение осуществляется очно. 4.5. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях (кружках) по интересам, сформированных в группы воспитанников одного возраста или разных возрастных категорий (далее – Документ подписан электронной подписью. разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (кружка), а также индивидуально. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. 4.6. Занятия в объединениях (кружках) проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения (кружка). Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 4.7. Количество воспитанников в объединении (кружке), их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении (кружке) зависят от направленности программы. Каждый воспитанник имеет право заниматься в нескольких объединениях (кружках), а также может менять их на другие по согласованию с заведующим детским садом. 4.8. Расписание занятий объединения (кружка) составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий воспитанников, родителей (законных представителей) и возрастных особенностей воспитанников. 4.9. В работе объединений (кружков) при наличии условий и согласия руководителя объединения(кружка) могут участвовать совместно с воспитанниками их родители (законные представители) без включения в основной состав. 4.10. При реализации программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 4.11. При реализации программ возможно проведение массовых мероприятий, создание необходимых условий для совместного труда и/или отдыха воспитанников, родителей (законных представителей). 4.12. Образовательная деятельность воспитанников предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации, выполнение итоговой аттестационной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается от 15 до 30 минут в зависимости от возраста воспитанников и их вида деятельности в объединении (кружке). Количество занятий в неделю определяется в соответствии с Программой объединения (кружка). 4.13.При реализации дополнительных общеобразовательных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 4.14.Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом N 273-ФЗ и локальными нормативными актами организации. Документ подписан электронной подписью. 4.15.При разработке и реализации дополнительных общеобразовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. 4.16.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ. 4.17.Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность) и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется указанными организациями. 5. Особенности организации учебного процесса для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов 5.1.Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 5.2.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создавать специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида. 5.3.Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья 5.4.Правила доступности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов Документ подписан электронной подписью. объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи 5.5.Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп, указанных в пункте5.6Положения, и быть направлена на решение следующих задач: оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации); предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации; воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. 5.6. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 5.7. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным дополнительным образовательным программам обучение может осуществляться при создании специальных условий для получения образования, в том числе: а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий; доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; звуковые маяки, облегчающие поиск входа в организацию; выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным Документ подписан электронной подписью. общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы); контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок); применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий; использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации); применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивных залов и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров); обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи; использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий; в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений); безбарьерную архитектурно-планировочную среду; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации); включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); г) для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио-/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение); использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее; преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения; Документ подписан электронной подписью. стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах); обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора); расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии; д) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - использование визуальных расписаний; е) для обучающихся с задержкой психического развития: использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме); обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения; использование специальных приемов и методов обучения; дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); ж) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки; для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение; учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках); сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений. 5.8. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных Документ подписан электронной подписью. группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. 5.9. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 5.10. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ ПОДЛИННОСТЬ ДОКУМЕНТА ПОДТВЕРЖДЕНА. ПРОВЕРЕНО В ПРОГРАММЕ КРИПТОАРМ. ПОДПИСЬ Общий статус подписи: Сертификат: Владелец: Издатель: Срок действия: Дата и время создания ЭП: Подпись верна 030ABE2DF55998AF84B05B2002A10120 СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, СЕРГЕЕВА, ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, rono-glavbuh@yandex.ru, 694400451591, 01687789708, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТОРОПЕЦКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД "ЖЕМЧУЖИНКА", Заведующий, Тверская область, RU Казначейство России, Казначейство России, RU, г. Москва, Большой Златоустинский переулок, д. 6, строение 1, 1047797019830, 7710568760, 77 Москва, uc_fk@roskazna.ru Действителен с: 15.11.2022 12:46:00 UTC+03 Действителен до: 08.02.2024 12:46:00 UTC+03 28.02.2023 15:52:08 UTC+03