Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Торопецкий детский сад «Жемчужинка» Принята: педагогическим советом МБДОУ Торопецкий детский сад "Жемчужинка" Протокол от «26» августа 2024г. № 1 Согласовано: на заседании родительского комитета Протокол от «26» августа 2024 г. №1 Утверждаю: Заведующий МБДОУ Торопецкий детский сад "Жемчужинка" Т.В. Сергеева______________ Приказ от «26» августа 2024 г. № 76 Рабочая программа «Здоровое питание» Срок реализации программы – 2024/2025 учебный год г. Торопец 2024 год Оглавление Пояснительная записка ...................................................................................................................... 3 Организация питания в дошкольных группах ................................................................................. 4 Мероприятия, способствующие формированию культуры здорового питания у детей дошкольного возраста ........................................................................................................................ 5 Организационно - педагогическая деятельность ............................................................................. 7 Планирование работы группе раннего возраста, 1 младшей, 2 младшей группе......................... 8 Планирование работы в средней группе ........................................................................................ 10 Планирование работы в старшей группе ....................................................................................... 12 Планирование работы в подготовительной к школе группе ........................................................ 14 Работа с родителями (законными представителями) .................................................................... 16 Список использованной литературы ................................................................................................18 2 Пояснительная записка Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры питания. Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям. Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка. Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В публикациях последних лет подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей - дошкольников. В этой возрастной группе наблюдается рост заболеваемости практически по всем классам болезни. И состояние здоровья детей ухудшилось, в первую очередь, в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников. Рациональное питание является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребёнка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья малыша. Правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания детей раннего и дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности. Одной из самых главных причин, приводящих к формированию неправильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания. Человек уже давно утратил способность интуитивно выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют неправильные стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья. А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать своё питание? И может, и должен, если взрослые ему помогут. Дошкольники вполне способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания». Для того чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и педагоги должны знакомить с некоторыми физиологическими закономерностями, лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания. Высокая заболеваемость детей дошкольного возраста и отсутствие тенденции к ее снижению вызывает необходимость изыскания новых форм медицинского и педагогического обслуживания дошкольников. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в активном и целенаправленном наблюдении и оздоровлении. От эффективности мероприятий во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его здоровье, физическое и психическое развитие. Большая доля ответственности за питание ребёнка ложится на детский сад. Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье. В дошкольных группах стараются не только накормить ребёнка в соответствии с физиологическими потребностями, но и сформировать у него правильный стереотип пищевого поведения. 3 Решение проблем по питанию мы видим через реализацию программы «Разговор о питании», которая позволит создать в дошкольных группах оздоровительное пространство, благодаря системе методической и медицинской работы, обеспечивающих деятельность педагогических кадров, обобщение и распространение опыта, формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Особенно актуальна активизация передового педагогического опыта по созданию оздоровительного пространства в условиях дошкольного учреждения. В связи с этим изучение вопросов культуры питания в образовательной организации является наиболее актуальной проблемой, потому что именно педагоги способны разбудить в сознании детей и родителей осознанную ответственность за здоровье. Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни, создание условий для организации полноценного здорового питания в образовательной организации и семье. Задачи программы: • Обеспечить качественную работу дошкольного учреждения по укреплению и сохранению здоровья детей путём внедрения новых форм работы. • Привлекать родителей к формированию у детей ценностей здорового образа жизни. • Расширить у детей дошкольного возраста знания о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья. • Сформировать у детей осознанное отношение к выбору продуктов, наиболее ценных для организма и отказу от «вредных» для детского организма продуктов. • Создать в дошкольных группах условия для полноценного питания детей. • Закрепить навыки санитарно-гигиенических правил при употреблении пищи. Прогнозируемый результат: • Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников. • Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни. • Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка. Концептуальные положения - В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы. - Ребёнок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых. Тёплое, приязненное отношение воспитателей, оптимальный психологический климат - залог полноценного развития детей. - Ребёнок неповторим, уникален в своей индивидуальности. Он должен быть свободен, самостоятелен, активен в познании себя и своего мира. - Дошкольное детство — это период способный обеспечить формирование важных сторон духовного и нравственного воспитания ребёнка (эмоциональная и социальная сфера, поведенческие навыки здорового образа жизни). - Дошкольный период призван пробудить детское творчество, обеспечить формирование важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных способностей. - Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребёнок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогического коллектива и родителей. Организация питания в группах МБДОУ Торопецкий детский сад «Жемчужинка» Дошкольные группы МБДОУ Торопецкий детский сад «Жемчужинка» обеспечивают гарантированное сбалансированное питание воспитанников в соответствии с их возрастом и временем пребывания в детском саду по нормам, утвержденным СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания населения». Контроль 4 за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на администрацию ДОУ. В дошкольных группах МБДОУ установлено 4-ех разовое питание на основе 10 дневного меню. В рацион питания воспитанников включены все основные группы продуктов - мясо, рыба, яйца, творог, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др. Меню составлено с учетом калорийности, сочетает в полном объёме белки, жиры, углеводы. Проводится витаминизация третьего блюда медицинской сестрой. Поставка продуктов питания осуществляется поставщиками, выбранными на конкурсной основе, с которыми заключаются соответствующие договоры. Привоз продуктов осуществляется по графику, строго по заявке учреждения. Каждый поступающий продукт имеет удостоверение качества, молочные и мясные продукты - ветеринарное свидетельство. Закладка продуктов для приготовления еды осуществляется в присутствии медицинской сестры. Приготовление пищи проводится по технологическим картам. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке в соответствии с санитарногигиеническими требованиями и нормами. Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход, оснащен всем необходимым техническим оборудованием. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами, работники пищеблока своевременно проходят санитарно-гигиеническое обучение, плановые медосмотры. Каждые 10 дней проверяется выполняемость норм питания и средняя калорийность дня. Ежедневно поваром оставляются пробы всех приготовленных блюд для проверки качества. Пробы хранятся в холодильнике в течение 48 часов, согласно СанПиНу. Питание воспитанников организовано в групповых комнатах. Для питья используется кипяченая вода, которую младшие воспитатели получают с пищеблока по графику. Таким образом, организация питания в дошкольных группах проводится согласно Требованиям Роспотребнадзора. Калорийность блюд соответствует утверждённым нормативам. Накопительная ведомость свидетельствует о выполнении ежедневных норм питания. Мероприятия, способствующие формированию культуры здорового питания у детей дошкольного возраста № 1 2 Ответственные лица Воспитатели Мероприятия по организации питания 1.1. Организация дежурства детей. 1.2. Привитие КГН: мытьё рук, культура принятия пищи. 1.3. Учёт индивидуальных показателей здоровья детей в процессе принятия пищи. 1.4. Беседы с детьми о соблюдении гигиенических правил до и после приема пищи. Младшие воспитатели 2.1. Сервировка стола с учётом требований СанПин. 2.2. Мытье столов перед принятием пищи и после принятия пищи, согласно требованиям СанПин. 5 Сроки Ежедневно Ежедневно 3 Медсестра 4 Кладовщик 5 Повара 2.3. Обработка и мытьё посуды с учётом требований СанПин. 2.4. Обеспечение соблюдения нормы выдачи блюд при организации завтрака, обеда, полдника и ужина. 2.5. Соблюдение личной гигиены в процессе организации питания детей. 2.6. Обеспечение питьевого режима в группах. 3.1. Контроль: • поступающей на пищеблок продукции и технологии приготовления пищи; • качества питания и питьевого режима в группах; • обработки посуды в группах и на пищеблоке; • ведения бракеражных журналов; • работы холодильников на пищеблоке и в кладовой кладовщика (наличие термометров); • качества уборки на пищеблоке; • соблюдения норм выдачи готовой продукции; • санитарного состояния и содержания территории и всех помещений, соблюдения правил личной гигиены воспитанниками и персоналом; 3.2. Снятие проб готовой продукции. 3.3. Систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников. 4.1. Контроль поступающей на пищеблок продукции. 4.2. Соблюдение условий хранения продуктов. 4.3. Обеспечение соблюдения норм выдачи продуктов. 4.4. Ведение бракеражных журналов. 5.1. Соблюдение правил личной гигиены и требований СанПин к организации работ по приготовлению пищи. 5.2. Соблюдение норм и времени выдачи готовой продукции на группы. 5.3. Работа по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции пищеблока. 5.4. Снятие проб готовой продукции, разрешение на выдачу пищи с пищеблока на группы. 6 Постоянно, согласно графику контроля Постоянно Постоянно 6 Заместитель заведующего по АХЧ 7.1. Работа по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции пищеблока. 7.2. Контроль: - санитарного состояния и содержания территории и всех помещений, соблюдения правил личной гигиены воспитанниками и персоналом. за 7.1. Контроль: - организации питания со стороны воспитателей и помощников воспитателей; - соблюдения норм выдачи готовой продукции; - качества обработки посуды, генеральных и текущих уборок в групповых моечных; - соблюдения норм порций детей - санитарного состояния и содержания территории и всех помещений, соблюдения правил личной гигиены воспитанниками и персоналом. Постоянно 7 Ответственный питание Ежедневно По графику контроля Организационно - педагогическая деятельность № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Виды деятельности Сообщение-презентация «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Питание и здоровье» Тематический контроль «Формирование культуры питания» Консультация «Роль питания в жизни детей» Семинар-практикум «Эстетика питания» Педагогический час «Разговор о правильном питании» Подготовка и издание листовок, брошюр для педагогов и родителей. Семинар-презентация «Здоровье ребёнка в наших руках» Взаимопросмотр: беседы, игры на тему: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Заседание - круглый стол: «Столик, накройся!» (здоровое питание) 7 Ответственные воспитатели Сроки октябрь воспитатели октябрь воспитатели ноябрь воспитатели ноябрь воспитатели декабрь воспитатели декабрь воспитатели февраль воспитатели март воспитатели апрель Планирование работы в группе раннего возраста, 1 младшей группе , 2 младшей группе № месяц 1 сентябрь 2 октябрь 3 ноябрь 4 декабрь 5 январь тема цели предполагаемый результат • Лепка «Ягодки на Знать полезные фрукты и -обогащение тарелочке» овощи; развивать у детей представления детей о • Дидактическая творческие способности, дарах осени; игра «Сбор познавательную - способность фруктов» деятельность эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом. • Дидактическая Познакомить детей с - знания о пользе игра «Посади понятием овощей и фруктов. огород» «витамины». Закрепить - воспитание культуры • Игровая ситуация знания об овощах и еды. «Таблетки растут фруктах, об их значении на ветке, таблетки в питании. Воспитывать растут на грядке» у детей культуру еды, чувство меры. Развивать логическое мышление, внимание. • Сюжетно-ролевая Формировать навык - умение правильно игра «Завтрак» правильного и вести себя за столом; • Рассматривание безопасного поведения - умение выбирать иллюстраций о за столом; вспомнить полезную пищу и здоровой пище. правила этикета. На отличать ее от примере иллюстраций вредной. рассказать и показать -знакомство с воспитанникам, что иллюстрациями о такое здоровая пища. пище. • Чтение сказки Ш. Сформировать у - умение правильно Перро «Волшебный воспитанников вести себя за столом; горшочек» представление о - умение выбирать • Хоровод правильном питании и полезную пищу и «Каравай» его важности в отличать ее от сохранении здоровья. вредной. Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность. • Рисование Развивать у детей - знание, что «Бублики-баранки» творческие способности, правильное питание • Экскурсия на интересы, помогает нашему пищеблок с целью познавательную организму расти показа места деятельность, сильным и здоровым, приготовления мышление, внимание, - умение отличать пищи. память. полезные продукты от вредных. 8 6 февраль • Беседа «Будем заваривать чай» • Дидактическая игра «Съедобное несъедобное». • Беседа «Не ешь лекарства и витамины без разрешения» • Драматизация сказки «Репка» 7 март 8 апрель • Сюжетно ролевая игра «Угощение». 9 май • Просмотр и обсуждение презентации «Полезные продукты» Рассказать воспитанникам о полезной пище, о ее роли в формировании здорового организма; напомнить им о том, что овощные культуры выращивают для питания; закрепить знания детей о форме овощей, фруктов; поупражнять в осязательном обследовании формы. Познакомить детей с -умение отличать видами съедобной и съедобную пищу от несъедобной пищи. несъедобной. Формировать у детей привычку не трогать лекарства и витамины без разрешения взрослых. Развивать творческие способности, познавательную деятельность, мышление, внимание, память. Развивать способность выбирать оптимально полезную пищу из числа предложенных; формировать навык правильного и безопасного поведения за столом; вспомнить правила этикета. Рассказать воспитанникам о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить, как они влияют на нашу жизнь и самочувствие. 9 - понимание того, что некоторые продукты, растения могут быть опасны для человека, что лекарства и витамины могут принести вред здоровью, если принимать их неправильно; - знание того, что без разрешения нельзя трогать лекарства, витамины, незнакомые продукты. - умение правильно вести себя за столом; - умение выбирать полезную пищу и отличать ее от вредной. - иметь представление, в каких продуктах содержатся витамины и какую роль они играют в нашей жизни. Планирование работы в средней группе № месяц тема цели 1 сентябрь • Чтение и разучивание стихов Н. Егорова: Редиска. Тыква. Морковка. Горох. Лук. Огурцы. • Беседа «Питание и здоровье». 2 октябрь • Рисование «Яблоко - спелое, красное, сладкое» • Экскурсия на пищеблок с целью показа места приготовления пищи. Развивать у детей чувство ответственности за свое здоровье через творческую и познавательную деятельность. Продолжить развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. Продолжить развивать у детей творческие способности, представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. 3 ноябрь • Лепка «Во саду ли, в огороде» (грядка с капусткой и морковкой) • Беседа «Не собирай незнакомые грибы» 4 декабрь • Сюжетно ролевая игра «Приготовим вкусный обед». Продолжить развивать у детей творческие способности, создавая композиции из вылепленных овощей. Донести до детей понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека. Развивать у детей чувство ответственности за свое здоровье через творческую и познавательную деятельность. Отработать и закрепить навыки в составлении полезного рациона. 10 предполагаемый результат - расширение кругозора в следствии получения дополнительных знаний в области литературы; -умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные. - умение самостоятельно рисовать яблоки, подбирать нужные цвета; - умение ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные. - освоение нового способа лепки - сворачивание «ленты» в розан (вилок капусты); - понимание того, что нельзя собирать незнакомые грибы. - осознать ценность здорового образа жизни, в частности правильного питания; иметь представление о составлении полезного рациона. 5 январь • Заучивание стихов о пище и витаминах, гигиене. • Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» 6 февраль •Беседа «Что такое здоровье и как его сохранять и преумножать? 7 март • Игра-беседа «Подружись с зубной щеткой» • Игра-забава «Угощение» 8 апрель • Сенсорная игра «Чудесный мешочек» 9 май • Просмотр и обсуждение презентации «Полезные продукты» Продолжить развивать у детей творческие способности, познавательную деятельность. Формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. Продолжить развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены. Дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения. Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней) Продолжать знакомство с полезными фруктами и овощами; развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность Продолжать знакомство с полезными продуктами. Рассказать воспитанникам о их значении для здоровья человека; объяснить, как они влияют на нашу жизнь и самочувствие. 11 - знание произведений художественной литературы о здоровой пище, витаминах, гигиене; - умение отличать съедобные продукты от несъедобных. - осознать ценность здорового образа жизни, в частности правильного питания. - осознание ценности здорового образа жизни, необходимости соблюдения правил личной гигиены; - понимание назначения зубной щетки; осознание необходимости и знание методов ухода за зубами. - умение определять при помощи рук выбранный предмет, отличать его по форме от других. - знание полезных продуктов и умение сознательно их выбирать; - умение отличать их от вредных и бесполезных. Планирование работы в старшей группе № месяц тема цели 1 сентябрь • Аппликация «Наш огород» • Дидактическая игра «Сбор грибов и ягод» Развивать у детей творческие способности, познавательную деятельность. Закрепить знания о съедобных и несъедобных грибах и ягодах. 2 октябрь • Лепка «Осенний натюрморт» • Экскурсия на пищеблок с целью показа места приготовления пищи. 3 ноябрь • Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» • Пословицы, скороговорки, считалки, загадки о продуктах питания 4 декабрь • Беседа «Откуда хлеб на столе?» • Сюжетно-ролевая игра «Хлебный магазин» 5 январь • Труд в уголке природы: посадка лука, петрушки. чувство ответственности; Развивать творческие способности, умение создавать объемные композиции из соленого теста. Развить представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. Развивать у детей чувство ответственности за свое здоровья через творческую и познавательную деятельность. Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Воспитывать у детей трудолюбие, развивать умения использовать полученные знания на практике. 12 предполагаемый результат - умение определять съедобные и несъедобные грибы и ягоды; - обогащение представления детей о дарах осени; - способность проявлять творчество в продуктивной деятельности. - умение самостоятельно лепить композицию из соленого теста; - умение определять, что полезно и вредно в продуктах. - расширение кругозора в следствии получения дополнительных знаний в области литературы; - умение отличать съедобные грибы от несъедобных. - понимание значимости хлеба как жизненно важного продукта; - осознание необходимости бережного отношения к хлебу. - дети умело применяют на практике полученные знания. • Дидактическая игра «Что где растет?» • Беседа «Витамины укрепляют организм» • Дидактическая игра «Съедобное несъедобное» 6 февраль 7 март • Беседа «Как заваривать травяной чай» • Дидактическая игра «Семена» 8 апрель 9 май • Беседа «Зачем нужно питаться?» • Сюжетно-ролевая игра «Кондитерский магазин» • Просмотр и обсуждение презентации «Витамины для здоровья» Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины. Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. Отработать и закрепить навыки в составлении полезного рациона. Сформировать у воспитанников представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья. Рассказать воспитанникам о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить, как они влияют на нашу жизнь и самочувствие. 13 - осознание значимости витаминов для организма. - осознание ценности здорового образа жизни, в частности правильного питания; иметь представление о составлении полезного рациона. - умение различать полезные и вредные продукты. - иметь представление, в каких продуктах содержатся витамины и какую роль они играют в нашей жизни. Планирование работы в подготовительной к школе группе № месяц тема 1 сентябрь • Дидактическая игра «Где что зреет» • Загадки об овощах, фруктах, ягодах, грибах. 2 октябрь 3 ноябрь 4 декабрь 5 январь цели Рассказать воспитанникам о полезной пище, о ее роли в формировании здорового организма; напомнить им о том, что овощные культуры выращивают для питания; закрепить знания детей об овощах, фруктах. • Рельефная лепка Развивать у детей «Фрукты-овощи» творческие способности, • Экскурсия на познавательную пищеблок с целью деятельность. показа места Развить представления приготовления детей о здоровье как пищи. одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. • Дидактическая Развивать у детей игра «Соберем творческие способности, урожай» их интересы, • Сюжетно-ролевая познавательную деятельность. Закрепить игра - осенняя знания о полезных овощах и фруктах. • Беседа «Откуда Дать детям понятие, что хлеб на столе?» хлеб является • Чтение и ежедневным продуктом обсуждение питания; закрепить произведения знания о долгом пути К. Паустовского хлеба от поля до стола; «Теплый хлеб» воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. • СюжетноЗакрепить знания и дидактическая игра умения группировать «Магазин полезных фрукты и овощи по их продуктов целесообразному питания» использованию. Развивать речь и мышление. 14 предполагаемый результат - расширение кругозора в следствии получения дополнительных знаний в области литературы. - самостоятельно научиться лепить фрукты и овощи, используя пластилин. - умение определять, что полезно и вредно в продуктах. - умение отличать полезные продукты от вредных; - знание полезных овощей и фруктов. - понимание значимости хлеба как жизненно важного продукта; - осознание необходимости бережного отношения к хлебу. - умение группировать фрукты и овощи по их целесообразному использованию. 6 февраль • Дидактическая игра «Съедобное несъедобное». Продолжить развивать представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье. 7 март • Приговорки: Капуста-виласта. Матушка-репка. 8 апрель • Беседа «Как я помогал бабушке печь пироги» Закрепить знания о полезных фруктах, об их роли в формировании здорового растущего организма; развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность. Закрепить знания детей о важности гигиенических процедур; продолжать развивать память, внимание, мышление, речь. 9 май • Просмотр и обсуждение презентации «Витамины для здоровья» Рассказать воспитанникам о пользе витаминов и их значении для здоровья человека; объяснить, как они влияют на нашу жизнь и самочувствие. 15 -уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; - уметь отличать съедобные продукты от несъедобных. - расширение кругозора в следствии получения дополнительных знаний в области литературы. - расширение кругозора вследствие получения дополнительных знаний в области литературы; - осознание смысла произведения; понимание того, что соблюдение гигиены в жизни человека очень важно; - умение выполнять простые гигиенические процедуры самостоятельно (мытье рук, лица, ног). - иметь представление, в каких продуктах содержатся витамины и какую роль они играют в нашей жизни. Работа с родителями (законными представителями) № месяц Направление работы 1 сентябрь Анкетирование «О роли питания в формировании и развитии здорового ребенка» 2 октябрь 3 ноябрь 4 декабрь 5 январь 6 февраль 7 март 8 апрель цель Выявить, насколько интересует родителей вопрос о правильном питании их детей; знания по теме и применения их в жизни. Семинар Продолжить работу по «Организация формированию культуры питания в период здорового питания в адаптации детей к детском саду путем детскому саду» сотрудничества с родителями. Выставка семейных Привлечь родителей в фотографий «Как процесс работы сада по на наших грядках формированию выросли загадки» здорового питания. Осенняя ярмарка Привлечь родителей к «Дары осени» проведению мероприятия. Создание памяток, Провести брошюр, буклетов просветительскую для родителей работу по данной «Роль правильного тематике. питания в жизни дошкольника», «Режим питания» Консультации: Рассказать родителям о «Учите ребёнка роли правильного правильно питания в жизни питаться»; «Роль ребенка. родителей в приобщении ребенка к здоровому образу жизни» Родительское Продолжить работу по собрание «Азбука формированию культуры аппетита здорового питания в дошкольника» детском саду путем сотрудничества с родителями. Участие в конкурсе Развивать у детей «Пословицы и творческие способности, поговорки о хлебе» познавательную активность посредством совместной деятельности с 16 ответственный Воспитатели, родители всех групп. Воспитатели, родители всех групп. Воспитатели, родители всех групп. Воспитатели, родители всех групп. Воспитатели, родители всех групп. Воспитатели, родители всех групп. Воспитатели, родители всех групп. Воспитатели, родители всех групп. 9 май Кроссворд «Самые полезные продукты» родителями и педагогами. Систематизация знаний родителей по данной тематике. 17 Воспитатели, родители всех групп. Список использованной литературы 1. Авдеева Н.А., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста». - С-Пб «ДЕТСТВОПРЕСС», 2002 2. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. «Здоровый дошкольник». - М: АРКТИ, 2001. 3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. «Твоя безопасность: как себя вести дома и в ДОУ». - Москва «Просвещение», 2000 4. Касаткин В.Н. «Педагогика здоровья», Москва, 1998. 5. Колодяжная Т.П. «Управление современным дошкольным образовательным учреждением: часть 2» - Ростов - н/Д, 2008. 6. Кочеткова Л.В. «Оздоровление детей в условиях детского сада», Москва, 2005. 7. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста», «Феникс», Ростов - на - Дону, 2007. 8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь». Москва «Генезис», 2007 9. Кузнецова В.М. «В поиске ради здоровья». - Мурманск, 1996. 10. Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись времен года», Санкт - Петербург, 2003. 11. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» - Москва, 2007 12. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержание и организации режима работы в дошкольных организациях. 13. Полынова В.К., Дмитренко З.С. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» - С-Пб «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 14. Чистякова М.И. «Психогимнастика». - Москва «Просвещение», 1995 15. Щипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения» (СПб: 2003). 16. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №1 2009. 17. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №2 2009. 18. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №3 2009. 19. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», №4 2009. 18