Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Торопецкий детский сад «Жемчужинка» Принята: педагогическим советом МБДОУ Торопецкий детский сад "Жемчужинка" Протокол от «26» августа 2024г. № 1 Утверждаю: Заведующий МБДОУ Торопецкий детский сад "Жемчужинка" Т.В. Сергеева______________ Приказ от «26» августа 2024 г. № 76 Согласовано: на заседании родительского комитета Протокол от «26» августа 2024 г. №1 Программа мероприятий по воспитанию культуры правильного питания на основе принципов здорового питания г. Торопец 2024 год Основание для разработки Программы - «Конвенция о правах ребенка» одобрена Генеральной ассамблей ООН от 20.11.1989г. - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998г. №124- ФЗ. - Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ. - СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 213 н, Министерство образования и науки России № 178 от 11.03.2012г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. - Устав МБДОУ. Разработчики Программы - Заведующий; - Старший воспитатель; - Заместитель заведующего по АХЧ. Основные исполнители Программы Основными ответственными за исполнение программы являются: администрация ДОУ, педагогический коллектив ДОУ, работники пищеблока, родители. Содержание проблемы и обоснование её решения Одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества является обеспечение здоровья населения страны. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях представляет особо социальную значимость. Основное время дети находятся в дошкольном учреждении. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие обучающихся. Правильное питание – залог здоровья. В условиях недостаточной грамотности родителей, которые не уделяют необходимого внимания организации питания своих детей, возрастает роль организации питания, которое помимо возможности обеспечить каждого ребёнка основными пищевыми веществами, в том числе, незаменимыми (такими, как витамины и минеральные вещества), приобретает огромное воспитательное значение, так как позволяет сформировать у ребёнка оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания. На сегодняшний день ситуация с состоянием питания вызывает тревогу по целому ряду причин: - современный мир с его техническим прогрессом разучил нас двигаться. Человек все меньше тратит свою собственную энергию, снижается двигательная активность, что неизбежно приводит к избыточному весу, ожирению (дошкольное учреждение в настоящее время посещает 1,5% таких детей); - часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития; - родители не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания, имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. И как следствие, дети не усваивают правил рационального питания; 2 - основные проблемы питания воспитанников связаны с нарушением питания вне стен учреждения: увлечение родителей фастфудами, чипсами, газированными напитками и т.д. Между тем, нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных заболеваний желудочно–кишечного тракта, нервно– психической сферы, дыхательной и сердечно–сосудистой систем, опорно–двигательного аппарата, возникновения стрессовых состояний, существенно снижающих эффективность образовательной деятельности и адаптацию к образовательному процессу. Все перечисленные факторы негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения. Проблему оздоровления населения в настоящее время, пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и образовательных учреждений. В личностно – ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценно для его развития, ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром. Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, решение которой будет осуществляться посредством реализации Программы ДОУ – формирование ценности здорового образа жизни для современного человека, ответственного отношения собственному здоровью. Все это возможно только в результате серьезной совместной работы педагогов, родителей и самих воспитанников. Культура здорового питания детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Много знаний получают дети в дошкольном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам культуры питания. Адаптация детей в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии. Однако культура питания дошкольников резко снизилась. Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», - часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку «топлива», а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение. Создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует формированию культуры здорового питания дошкольников. Биологическая реакция организма дошкольника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной среды регламентируются санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья дошкольников. Данная программа направлена на воспитание детей, основанное на принципах рационального питания. Цель программы: воспитание физически и психологически здорового ребенка в пространстве МБДОУ и раскрытие его социально-ценностного направления, используя современные здоровьесберегающие педагогические технологии. Задачи программы 1. Способствовать совершенствованию уровня культуры здорового питания детей. 2. Популяризировать преимущества культуры здорового образа жизни, расширять кругозор дошкольников в области здорового и рационального питания. 3 Ожидаемые результаты Ребенок здоровый физически, психологически, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни. Участники программы - дети, - воспитатели, - узкие специалисты (психолог, логопед), - медицинская сестра, - родители. Принципы здорового питания, их свойства и влияние на здоровье человека. Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов - мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей, фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Исключение из рациона тех или иных продуктов из названных групп неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей. Мясо, рыба, птица, яйца, молоко, кефир, творог и сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних факторов. Молоко и молочные продукты - источник белка, один из основных источников легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани - витамина В12 (рибофлавина). Кефир, йогурт, ряженка способствуют нормальному пищеварению и угнетают рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. В питании дошкольников необходимо применять разнообразные овощи, фрукты и плодоовощные соки. Плоды и овощи, особенно свежие - важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамин Р), бета-каротина. Бета-каротин является мощным антиоксидантом и обладает иммуностимулирующим действием. Источники тыква, морковь, зелёный лук, щавель, шпинат, салат, капуста, помидоры, красный перец, брокколи, грейпфруты, сливы, персики, дыни, абрикосы, хурма, крыжовник, черника, чёрная смородина. Необходимость соблюдения санитарных и гигиенических требований Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить детей правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, в играх, в беседах, так и во время приема пищи. Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Умение вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами и салфетками развивает у детей уверенность в себе. Воспитать у ребят привычку есть разную пищу – дело достаточно трудное, но выполнимое. Необходимо рассказывать детям о блюдах, которые они едят, их составе и значении для здоровья человека. Детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, надо докормить, при этом предоставлять возможность проявлять самостоятельность, не забывая поощрять ее. В понятие «культура поведения за столом» входит и воспитание культурногигиенических навыков в соответствии с возрастом. Задачи воспитания культурно-гигиенических навыков ЯСЛИ: необходимо приучать детей есть аккуратно. Продолжать учить их с помощью взрослых, мыть руки перед едой. После мытья, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, 4 опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку правильно, пользоваться салфеткой. Воспитывать умение выполнять элементарные правила культурного поведения, не выходить из-за стола, не окончив еды, говорить «спасибо». МЛАДШАЯ ГРУППА: учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно вешать полотенце на свое место. Формировать навыки еды: не крошить хлеб, не проливать пищу, пережевывать пищу с закрытым ртом. Учить правильно, пользоваться ложкой, салфеткой. СРЕДНЯЯ ГРУППА: совершенствовать навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать. Есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой, полоскать рот после еды. СТАРШАЯ ГРУППА: совершенствовать навыки еды: правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Продолжать воспитывать навыки культурного поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА: закрепить навыки культурного поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой. Можно использовать дидактические игры «Овощи и фрукты, и разные полезные продукты»; «Накорми куклу», «Накрой стол для обеда», «Подбери чайную посуду и столовые приборы»; муляжи овощей и фруктов. Формы работы с дошкольниками в соответствии с образовательными областями Образовательные области Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Формы работы Наблюдения (за работой помощника воспитателя, поваров, старшей медицинской сестры, врачапедиатра); Экскурсии (знакомство с кухней; медицинским кабинетом и др.); Решение, моделирование обучающих ситуаций по программе «Разговор о здоровье и правильном питании» («Если хочешь быть здоров, что для этого надо делать?», «Мы идем в магазин», «Как сделать кашу вкуснее?», «Как утолить жажду?», «Что помогает быть сильным и ловким?», «Чем должен питаться здоровый человек?» и др.); Работа с рабочими тетрадями, решение логических задач. Конкурсы-викторины «Знатоки молока», «Витаминиада», «Хлеб в сказках и рассказах» и др. Беседы, обсуждение с детьми различных ситуаций, возникающих в результате неправильного питания («Чем надо питаться, чтобы стать сильнее?», «Что случилось с Вини Пухом?», и др.); Ситуативный разговор / решение проблемных ситуаций («Где взять витамины зимой?», «Что значит: летний день – год кормит», «Как можно самим на окошке вырастить витамины?»); 5 Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие Сюжетные-ролевые игры («Семья», «Супермаркет», «Приглашаем гостей», «Поварята», «Кафе», «Овощной магазин», «Кухня», и др.); Игры с правилами / настольно-печатные, дидактические («Фруктовое лото», «В лес за ягодами», «Во саду ли, в огороде», и др.); Составление и отгадывание загадок по теме: «Ягоды, овощи, фрукты». Подвижные игры («Кто быстрее соберет урожай овощей», «У медведя во бору», «Съедобноенесъедобное», «Щука и караси», «Огуречик», «Яблонька» «Игра в классики» и др.); Игровые упражнения, пальчиковая гимнастика («Соберем орешки», и др.); Соревнования со старшими дошкольниками («Чья команда соберет быстрее урожай», «Веселые старты»); Игры с правилами («Маленькие поварята», «Ждем гостей», «Детский сад», и др.). Организация и проведение детских творческих конкурсов (совместно с родителями) «Щедрая Осень», «Соблюдаем правила здорового питания», «Хлеб всему голова», «Мы за здоровый образ жизни»; Слушание, исполнение детских музыкальных произведений («На горе - то калина», русская народная мелодия; «Во саду ли, в огороде», русская народная мелодия; и др.); Музыкальные подвижные игры; Музыкально-дидактические игры. Чтение, обсуждение, разучивание детских литературных произведений по формированию ЗОЖ; Игры с пословицами и словами «Объясни пословицу», «Пословицы запутались», «Венок из пословиц», Сложные слова» и т. д. Игровые задания «Подбери рифму» Работа с родителями Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого требуется четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада. С этой целью в группах организованы уголки питания, где вывешивается меню на каждый день. Рекомендуется для домашних ужинов использовать продукты, которые ребенок в этот день в детском саду не получал. В выходные и праздничные дни рацион ребенка лучше приближать к «детсадовскому». Важно помнить о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в детском саду. Однако если ребенка приводят в учреждение рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать стакан сока или фрукты. Конечно, нужно учитывать семейные традиции и вкусы ребенка, но необходимо помнить, что питание – это очень серьезно: это здоровье нации! Говоря о питании, важным является и вопрос воспитания культуры поведения детей за столом. 6 Правильная и красивая сервировка стола поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у детей. Умение вести себя за столом, способствует их общему развитию, развитию социальной компетентности, вкуса. Месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Консультации для родителей Формы работы 1. Анкетирование родителей «Здоровое питание – здоровый ребенок». 2. Выставка детского творчества «Что мы знаем о полезных продуктах». 3. Рекомендации для родителей. «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты. 4. Развлечение «Витаминиада». Совместное чаепитие. 1. Конкурс фотографий «Мой домашний обед». 2. Совместное творчество с дошкольником «Моя любимая каша». 3. Методические рекомендации для родителей «Как уберечься от повышенных нитратов в овощах и фруктах?» 1. Развлечение с родителями «Путешествие на остров Здоровья». 2. Совместная деятельность «Книга полезных рецептов». 3 Беседа «Питание и здоровье дошкольника». 1. Приглашение родителей в «Детское кафе». 1. Выставка плакатов «Мы за правильное питание». 1. Осторожно - Аллергия!!! Наглядная информация для родителей. 2. Конкурс рецептов: «Любимый салат нашей семьи». Опрос среди родителей, умение воспитанников владеть столовыми приборами дома. 1. Конкурс-соревнование «Пирамида здорового питания моего ребенка». 2. Домашнее задание: посадить, вырастить и сделать(зарисовать) вывод. - Организация питания в выходные дни. - Рецепты витаминных блюд. - Рекомендуемые нормы содержания витаминов в питании ребенка. - Правила поведения за столом. - Здоровье ребенка в руках взрослых. - Родителям на заметку. - Режим дня – залог здоровья дошкольника. - Физическое развитие дошкольника. -Активный отдых всей семьей. -Лечение соками. - Рекомендации для родителей «Как приучить ребенка есть овощи. 7 ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ · Детей надо кормить в строго отведенное время. Давать в пищу только то, что полагается по возрасту и правильному рациону питания. Кормить ребят надо спокойно, терпеливо, давая возможность хорошо пережёвывать пищу. Ни в коем случае не кормить ребенка насильно. Не отвлекать от еды игрой. Не применять поощрений за съеденную пищу, угроз и наказаний за не съеденную. Надо поощрять: - желание ребенка есть самостоятельно, - стремление малышей участвовать в сервировке и уборке стола. Надо приучать детей: - перед едой мыть рук, - жевать пищу с закрытым ртом, - есть только за столом, - правильно пользоваться столовыми приборами, - окончив еду, благодарить, - вставая из-за стола, проверить свое место: достаточно ли оно чисто, при необходимости самостоятельно убрать. 8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Программа мероприятий по воспитанию культуры здорового питания» предполагает постоянную работу по её выполнению и совершенствованию. Следует уделить особое внимание решению следующих задач: - регулярно выявлять уровень культуры здорового питания дошкольников; - создать условия для обеспечения культуры здорового питания детей и формирование здорового образа жизни; - просвещать родителей в вопросах культуры здорового питания; - успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым воспитателем значимости стоящих перед ним задач. 9