Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Торопецкого района детский сад «Жемчужинка»
(МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка)
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка»
(протокол от 20 сентября 2021 г № 2)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ ТР детский сад
«Жемчужинка»
______________ Т.В. Сергеева
приказ от 20 сентября 2021 г № 28а
СОГЛАСОВАНО
на заседании родительского комитета
протокол от «20» сентября 2021г. № 2
Положение об оказании логопедической помощи
в МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка»
1. Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи МБДОУ ТР детский сад
«Жемчужинка» (далее – Положение) регламентирует деятельность МБДОУ ТР детский
сад «Жемчужинка» (далее – детский сад), в части оказания логопедической помощи
воспитанникам, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее –
воспитанники) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ,
в том числе адаптированных.
1.2. Задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
воспитанников;
организация проведения логопедических занятий с воспитанниками с
выявленными нарушениями речи;
организация пропедевтической логопедической работы с воспитанниками по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи,
включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с воспитанниками.
1.3. Воспитанники вправе получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
2. Порядок оказания логопедической помощи
2.1. Логопедическая помощь оказывается детским садом собственными силами, а
также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи учитель-логопед ведет документацию
согласно приложению 1 к настоящему положению.
Срок и порядок хранения документов определяются локальными нормативными
актами детского сада и настоящим положением. Срок хранения документации учителялогопеда составляет не менее трех лет с момента завершения оказания логопедической
помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется детским садом,
исходя из:
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) из рекомендуемого
расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5 (6)–12 указанных
воспитанников;
количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании
психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда
на 25 таких воспитанников;
количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики,
проведенной учителем-логопедом, из рекомендуемого расчета 1 штатная
единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) воспитанников.
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее
15 календарных дней каждое.
2.5.1. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование
воспитанников по запросу родителей (законных представителей), педагогических
работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и
(или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления
или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты
диагностики, уточняющие речевой статус воспитанника.
2.5.2. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении воспитанников, демонстрирующих признаки
нарушения устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых
диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть
подготовлена педагогическая характеристика (приложение 2 к Положению)
воспитанника, демонстрирующего признаки нарушения устной и (или) письменной
речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения
учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия.
2.6. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа
заведующего детским садом.
Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
2.8 Отчисление воспитанников с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
2.9. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителемлогопедом с учетом выраженности речевого нарушения воспитанника, рекомендаций
ПМПК, ППк.
2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся с учетом режима работы
детского сада.
2.11. Содержание коррекционной работы с воспитанниками определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.12. Логопедические занятия проводятся в помещениях, оборудованных с учетом
особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным
помещениям.
2.13. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников
при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
воспитанниками.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;
информационных стендов.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной
программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную
образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы
дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном
лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать
детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в
форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.
3.2. Для детей, получающих образование в форме семейного образования, а также для
детей, не посещающих детский сад, необходимо предоставление медицинской справки
по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования, учреждений начального и среднего профессионального образования,
детских домов и школ-интернатов».
3.3. Периодичность проведения логопедических занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об
обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования, определяется выраженностью речевого
нарушения, и требованиями адаптированной основной образовательной
программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется
выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и
индивидуальных занятий);
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме
групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой
психолого-педагогического сопровождения МБДОУ ТР детский сад
«Жемчужинка».
3.4. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания
предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 1,5 до 3 лет – не более 10 мин;
для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин
для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин;
для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
3.6 Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе
дошкольного образования – не более 12 человек;
для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12
человек;
для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная
наполняемость группы определяется в соответствии с программой психологопедагогического сопровождения МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка».
Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка»
Документация организации при оказании логопедической помощи
1. Программы и (или) планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3. Расписание занятий учителей-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение 2
к Положению об оказании
логопедической помощи
в МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка»
Педагогическая характеристика
на воспитанника Антонова Антона Антоновича,
20.02.2015 года рождения, посещающего старшую группу
Общие сведения
Форма
Заведующему МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка»
______________________________________________
от _________________________________________________
ФИО родителя/законного представителя
Заявление.
Я,_________________________________________________________________________
_
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным
представителем)____________________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________________________________
__
(ФИО, группа, в которой обучается, дата рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-педагогической комиссии/психолого-педагогического
консилиума/ учителя- логопеда (нужное подчеркнуть).
«____»__________20__г. /_______________/ ____________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)
Заведующему МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка»
______________________________________________
от _________________________________________________
ФИО родителя/законного представителя
Согласие
родителя (законного представителя) на проведение логопедической диагностики
Я,_________________________________________________________________________
_
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным
представителем)____________________________________
(нужное подчеркнуть)
__________________________________________________________________________________________
__
(ФИО, группа, в которой обучается, дата рождения)
Выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«____»__________20__г. /_______________/ ____________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)