Принято: на педагогическом совете протокол от «20» сентября 2021г. № 2 Утверждаю: Заведующий МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка» __________________________Т.В.Сергеева Приказ от «20» сентября 2021г. № 28а Согласовано: на заседании родительского комитета протокол от «20» сентября 2021г.№ 2 ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТОРОПЕЦКОГО РАЙОНА ДЕТСКИЙ САД «Жемчужинка» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Торопецкого района детский сад «Жемчужинка» в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации о Примерном Положении психолого – педагогического консилиума образовательной организации от 9 сентября 2019 года № Р93; Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Торопецкого района детский сад «Жемчужинка» 1.2. Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) является одной из форм качественного взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психологопедагогического сопровождения. 1.3. Задачами ППк являются: 1.3.1. выявление особенностей развития детей на ранних этапах их пребывания в ДОО; 1.3.2. определение трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения; 1.3.3. разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников; 1.3.4. консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования; 1.3.5. контроль за выполнением рекомендаций ППк. 2. Организация деятельности ППк 2.1. ППк создается на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Торопецкого района детский сад «Жемчужинка» Для организации деятельности ППк в МБДОУ оформляются: - приказ руководителя МБДОУ о создании ППк с утверждением состава ППк; - положение о ППк, утвержденное руководителем МБДОУ. 2.2. В ППк ведется документация согласно приложению 1. 2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на руководителя МБДОУ. 2.4. Состав ППк: председатель ППк - заведующий МБДОУ; Члены: старший воспитатель; воспитатели; медицинская сестра На заседания приглашаются: педагог-психолог, учитель-логопед 2.5. Заседания ППк проводятся под руководством Председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. 2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику воспитанников и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного воспитанника. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным воспитанником, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 2.8. При направлении воспитанника на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК) оформляется Представление ППк на воспитанника (приложение 4). Представление ППк на воспитанника для предоставления на ПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3. Режим деятельности ППк 3.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом МБДОУ на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников и отражается в графике проведения заседаний. 3.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 3.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников. 3.4. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового воспитанника, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие воспитанника в соответствии с запросами родителей (законных представителей) воспитанника, педагогических и руководящих работников МБДОУ; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 3.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации воспитанника. На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников образовательных отношений по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника. 3.6. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 3.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанника. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется МБДОУ самостоятельно. 4. Права и основные обязанности членов ППк 4.1. Воспитатель: - даёт ребенку характеристику, формулирует в обобщенном виде смысл трудностей в его развитии; - активно участвует в собеседовании с родителями и самим воспитанником; - вносит предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка; - составляет программу фронтальной коррекционно – развивающей работы со всей группой; - планирует индивидуальную работу Медицинская сестра: - информирует о состоянии здоровья воспитанника, его возможностях; - дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка; - по рекомендации ППк и с согласия родителей ( законных представителей) обеспечивает направление ребенка на консультацию к специалистам. 5. Проведение обследования 5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого воспитанника. 5.2. Обследование воспитанника специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей) (приложение 5). 5.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк. 5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций воспитаннику назначается ведущий специалист - воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет воспитанника на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации воспитанника. 6. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе: - разработку адаптированной основной образовательной программы; - разработку индивидуального учебного плана воспитанника; - адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь, в том числе на период адаптации воспитанника в МБДОУ на постоянной основе. - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника на основании медицинского заключения могут включать условия обучения, воспитания и развития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебному расписанию, медицинского сопровождения, в том числе: - дополнительный выходной день; - организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня / снижение двигательной нагрузки; - предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; - предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего воспитаннику необходимую техническую помощь; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции МБДОУ. 6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанника, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: - проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с воспитанником; - разработку индивидуального учебного плана воспитанника; - адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; - профилактику асоциального (девиантного) поведения воспитанника; - другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации. 6.4. Рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей). 7. Порядок хранения и срок хранения документов ППк 7.1. Документы ППк хранятся у старшего воспитателя, кроме карты развития воспитанника, получающего психолого-педагогическое сопровождение, которая хранится у председателя консилиума. Срок хранения документов 7 лет. Приложение 1 Документация ППк 1. Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк; 2. Положение о ППк; 3. График проведения плановых заседаний ППк на учебный год; 4. Журнал учета заседаний ППк и воспитанников, прошедших ППк по форме: № Дата Тематика заседания Вид консилиума (плановый/внеплановый) - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению воспитанников с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного обследования воспитанника; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с воспитанниками; зачисление воспитанников на коррекционные занятия; направление воспитанников в ПМПК; составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов ( по форме определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных образовательных программ ОО; оценка эффективности и анализ результатов коррекционно – развивающей работы с воспитанниками и другие варианты тематик. 5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого – педагогического консилиума по форме: № ФИО воспитанника, группа Дата рождения Инициатор Повод Коллегиальное Результат обращения обращения заключение обращения в ППк 6. Протоколы заседания ППк; 7. Карта развития воспитанника, получающего психолого – педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на воспитанника, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей ( законных представителей) на обследование и психолого – педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в группе, данные по корекционно – развивающей работе, проводимой специалистами психолого – педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с воспитанниками). 8. Журнал направлений воспитанника на ПМПК по форме: № ФИО воспитанника, группа Дата рождения Цель направления Причина Отметка о направления получении направления родителям (законным представителям) Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) Я, ФИО родителя ( законного представителя) пакет документов получил (а) «___»_____20___г. Подпись: Расшифровка: Приложение 2 Протокол заседания психолого – педагогического консилиума МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка» №_______ от «_____» _____________20___г. Присутствовали: И.О. Фамилия (должность в ДОУ, роль в ППк), И.О. Фамилия (мать/отец, ФИО воспитанника) Повестка дня: 1. 2. Ход заседания ППК: 1. 2. Решение ППк 1. 2. Приложения ( характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности воспитанника, копии рабочих тетрадей, результаты диагностики и др. необходимые материалы): 1. 2. Председатель ППк________________________И.О. Фамилия Члены ППК: ________________________И.О. Фамилия ________________________И.О. Фамилия Другие, присутствующие на заседании: ________________________И.О. Фамилия _________________________И.О. Фамилия Приложение 3 Коллегиальное заключение психолого – педагогического консилиума МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка» Дата «_____» __________20____года Общие сведения ФИО воспитанника: Дата рождения воспитанника: Образовательная программа: Причина направления на ППк: Группа: Коллегиальное заключение ППк ( выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации ( исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи. Рекомендации педагогам Рекомендации родителям Приложение: (планы коррекционно – развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): Председатель ППк___________________ ИО Фамилия ЧленЫ ППк: ___________________ИО Фамилия ____________________ИО Фамилия С решением ознакомлен(а)___________/________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя( законного представителя) С решением согласен (а) _____________/_____________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя( законного представителя) С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами: _________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ (подпись и ФИО (полностью) родителя( законного представителя) Приложение 4 Представление психолого – педагогического консилиума на воспитанника для представления на ПМПК (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения: - дата поступления в МБДОУ; - программа обучения (полное наименование); - форма организации образования: 1. в группе группа: общеразвивающая 2. на дому; 3. в форме семейного образования; 4. сетевая форма реализации образовательных программ; 5. с применением дистанционных технологий - факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка ( в ДОУ): переход из одного ДОУ в другое ( причины), перевод в состав другой группы, замена воспитателя (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с ДОУ, обучение на основе индивидуального учебного плана, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков ДОУ и др.; - состав семьи ( перечислить с кем проживает ребенок – родственные отношения и количество детей/взрослых); - трудности, переживаемые в семье ( материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами – в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). Информация об условиях и результатах образования ребенка в МБДОУ: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно – личностного развития на момент поступления в ДОУ: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало) 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-личностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). 3. Динамика ( показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно – личностного развития ( по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. 4. Динамика ( показатели) деятельности ( практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в ДОУ. 5. Динамика освоения программного материала: - программа, по которой обучается ребенок ( авторы и название); - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы: достижение целевых ориентиров ( в соответствии с годом обучения) (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности ( на критику обижается, даёт аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом ( ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость ( высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 7. Отношение семьи к трудностям ребёнка ( от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных ( оплачиваемых родителями) занятий с ребёнком (занятий с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 8. Получаемая коррекционно – развивающая, психолого – педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов. 9. Характеристики взросления: - хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для воспитанника, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний – например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); - отношение к занятиям (наличие предпочитаемых занятий, любимых воспитателей); - отношение к педагогическим воздействиям ( описать воздействие и реакцию на них); - характер общения со сверстниками ( отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); - значимость общения со сверстниками с системе ценностей воспитанника ( приоритетная, второстепенная); - способность критически оценивать поступки свои и окружающих ( не сформирована, сформирована недостаточно); - самосознание ( самооценка); - особенности психосексуального развития; - отношение с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена); Поведенческие девиации: - наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество; - проявление агрессии ( физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к животным), склонность к насилию; - оппозиционные установки (спорит, отказывается), либо негативизм (делает наоборот); - сквернословие; - проявление злости и/или ненависти к окружающим ( конкретизировать); - отношение к современным телефонам, компьютерным играм ( равнодушие, интерес, зависимость); - повышенная внушаемость ( влияние авторитетных детей, лидеров, влияние дисфункционных групп сверстников); - дезадаптивные черты личности (конкретизировать). 10. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). 11. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. Дата составления документа Подпись председателя ППк. Печать МБДОУ Дополнительно: 1. Представление заверяется личной подписью руководителя МБДОУ ( уполномоченного лица), печатью МБДОУ 2. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей воспитанника. 3. В отсутствии в ДОУ психолого – педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психолого – педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель). Приложение 5 Согласие родителей ( законных представителей) воспитанника на проведение психолого – педагогического обследования специалистами ППк Я,______________________________________________________________ (ФИО родителя (законного представителя) воспитанника) ________________________________________________________________ _________________________________________________________________ ( номер, серия паспорта, когда и кем выдан) Являясь родителем (законным представителем) ________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (ФИО воспитанника, группа, в которой обучается воспитанник, дата (день, месяц, год) рождения) Выражаю согласие на проведение психолого – педагогического обследования. «_____»__________20__г. /__________/_____________________________ (подпись) ( расшифровка подписи)