АБВГДейка

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Календарно-тематический план
2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.4. Рабочая программа воспитания
2.5. Информационные источники и литература
2.6. Приложения

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре
речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДейка» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: социально- гуманитарная
Новизна программы.
Программа направлена на освоение новых для детей способов речевой
деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и
зависимостей
Актуальность.
Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать
читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова,
то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Структуры, отвечающие
за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми
способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников - родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в
определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные
методические ошибки.
3

Например:
Ориентировка в звукобуквенной системе языка позволяет ввести в активную деятельность ребенка простейшее ознакомление с занимательной
грамматикой, что является важным условием его полноценного речевого развития.
Звук (буква) — и слово изменилось (лампа — лапа, крошки — кошки);
прибавили к слову. Только одну букву — и получилось

новое слово

(шар — шарф).
Такие задания направлены не только на развитие слухового и зрительного внимания, речевого слуха, но и на развитие познавательной деятельности.
Ребенок учится различать и сопоставлять отдельные факты, видеть связи и отношения между звуками и буквами, словами в предложении. Оказывается, из одного длинного слова можно составить много других, но они будут
из меньшего количества букв. Ребенок узнает, что в русском языке есть слова, которые можно читать не только слева направо, но и справа налево, и их
значение не меняется (шалаш, заказ). Узнает, что в двух словах могут быть
одинаковые буквы (звуки), но звучат эти слова по-разному (на столе стоит
ваза; книга стоит сто рублей). Ребенок прочитает стихи, в которых буквы поменялись местами, и узнает, что из этого получается (Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной»). А потом прочитает веселую небылицу, в которой
слова меняются местами и происходят разные невероятные истории.
При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим
слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность.
Актуальность разработки программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполага4

ющей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению
и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в
условиях начальной школы.
Отличительные особенности программы.
В своей педагогической деятельности опираюсь на опыт работы Колесниковой Е.В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников.
Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых –
предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических
процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас
детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предназначена для детей в возрасте 6-7лет
Срок освоения программы:
программа рассчитана на один год с 01.09.2023г. по 30.05.2024г.
Объем программы - 37 часов
Форма обучения: очная.
Форма проведения – занятия.
Деятельность строится в занимательной, игровой форме. Занятия
включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки.
5

Особенности организации образовательного процесса
Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения
предусматривает групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав
до 20 человек
Режим занятий по программе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Основной
формой работы с детьми является игра-занятие, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам: – 1 раз в неделю по 30 минут с группой
детей. Общее количество занятий в год – 37.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи дополнительной общеразвивающей программы:
Образовательные:
- Формировать и развивать фонематический слух.
- Развивать произносительные умения.
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией.
- Знакомить со слоговой структурой слова.
- Формировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией
сложного предложения.
- Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы
по картинкам, используя простые предложения.
- Расширять словарный запас детей.
- Формировать и развивать звуко-буквенный анализ.
- Подготовить руку ребёнка к письму.
Развивающие:
- Развивать слуховое восприятие.
- Развивать графические навыки.
- Развивать мелкую моторику.
6

- Приобщать детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать.
- Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.
- Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Количество часов
№
п/п

1

2

Название
раздела, темы

Всего

Теория

Формы
Практика промежуточной
аттестации/
контроля

Подготовительный 18
3
15
этап обучения подготовка детей к
овладению звуковым анализом слова; формирование
основы для дальнейшего овладения
детьми грамотой
Основной
этап 19
4
15
обучения
Формирование
элементарных
навыков чтения
Итого:
18ч.
3ч.30мин. 15ч.
30мин.

отчет

отчет

1.4. Планируемые результаты
К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста овладеют:
- умением вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него
заданные звуки;
- умением интонационно выделять заданные звуки в словах, делить
слова на слоги;
7

- знанием букв по общепринятым группам на материале алфавита как
знаками звуков (фонем);
- умением различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
- умением определять место заданного звука в слове (в начале, в середине и в конце);
- знанием графического изображения слова – прямоугольник (моделирование);
- знанием условного обозначения звуков: гласные – красный квадрат,
твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат
(моделирование);
- умением обозначать место звука в слове на схеме, используя графические изображения звуков;
- умением писать слова с помощью графических изображений, писать
печатные буквы в клетке, используя образец;
- умением соотносить звук и букву;
- умением писать слова, предложения печатными буквами;
- умением проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
- умением читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты; - знанием об ударении, ударном слоге, ударных гласных;
- умением правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква»,
«слово», «предложение»;
- умением составлять предложение из двух, трех, четырех слов; учить
записывать предложение условными обозначениями;
- умением понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
Дата нача- Дата окон- Кол-во
ла занятий чания заня- учебобучения
тий
ных
недель
1 год 01.09.2022 28.05.2023 37
обучения

Колво
дней
37

Колво
часов
18,5
ч.

Режим занятий

1 раз в неделю,
продолжительность по 1 уч.
ч. (30 мин)

2.2. Календарно-тематический план
№
п/
п

1

2

Число

Время
проведения
занятий

Форма
проведения
занятий

Кол-во часов

Тема
занятия

Форма
контроля

Всего

Теория

05.09

30 мин

групповое

1

1

Речь и ее виды

текущий

12.09

30 мин

групповое

1

1

Предложение

текущий

19.09

30 мин

групповое

1

1

Слог

текущий

26.09

30 мин

групповое

1

0,5

0,5

Звуки в слоге

текущий

03.10

30 мин

групповое

1

0,5

0,5

Гласные звуки

текущий

10.10

30мин

групповое

1

1

Звук (а) и буква А

текущий

17.10

30 мин

групповое

1

1

Звук (у) и буква У

текущий

24.10

30 мин

групповое

1

1

Звук (о) и буква О

текущий

31.10

30 мин

групповое

1

1

Звук (и) и буква И

текущий

9

Прак
тика

3

4

5

6

07.11

30 мин

групповое

1

0,5

0,5

Твердые и мягкие
согласные звуки

промежуточный

14.11

30 мин

групповое

1

0,5

0,5

Звонкие и глухие
согласные звуки

текущий

21.11

30 мин

групповое

1

1

В мире звуков

промежуточный

28.11

30 мин

групповое

1

0,5

Звуки, буквы, слоги, слова

текущий

05.12

30 мин

групповое

1

1

Буквы рассыпались
(Предмет и слово)

текущий

12.12

30 мин

групповое

1

1

Буквы рассыпались
(Предмет и слово)

промежуточный

19.12

30 мин

групповое

1

0,5

Слоги и слова

текущий

26.12

30 мин

групповое

1

1

Логарифмы

текущий

09.01

30 мин

групповое

1

1

Метаграммы

промежуточный

16.01

30 мин

групповое

1

1

Метограммы в стихах

текущий

23.01

30 мин

групповое

1

1

Логарифмы в стихах

текущий

06.02

30мин

групповое

1

1

Анаграммы

текущий

13.02

39 мин

групповое

1

1

Грамматическая
арифметика

текущий

20.02

30 мин

групповое

1

0,5

Ребусы

текущий

0,5

0,5

0,5

10

7

8

9

27.02

30 мин

групповое

1

Ребусы

текущий

05.03

30 мин

групповое

1

Слова, слова

текущий

12.03

30 мин

групповое

1

1

Слова, слова

текущий

19.03

30 мин

групповое

1

1

Слова

текущий

26.03

30 мин

групповое

1

1

Перевертыши

текущий

02.04

30 мин

групповое

1

0,5

Ударение

09.04

30 мин

групповое

1

1

Буквы заблудились

текущий

16.04

30 мин

групповое

1

1

Путаница

итоговый

23.04
07.05

30 мин

групповое

2

1

Читай, думай, отвечай

итоговый

14.05
21.05
28.05

30 мин

групповое

4

4

Закрепление пройденного материала.
Алфавит, чтение
стихотворений
Закрепление пройденного

итоговый

1

1

0,5

1

2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Кадровые условия
Реализацию программы обеспечивает Гришутина Лариса Ивановна,
воспитатель высшей квалификационной категории, педагог дополнительного
образования.
Материально – технические и методические материалы
На протяжении всех занятий с детьми используется дидактический материал:

11

- тематические карточки с картинками, на тему: «Игрушки» «Животные домашние, дикие», «Транспорт», «Овощи», и т.д., которые знакомят детей с окружающим миром, учат сравнивать, описывать предметы и составлять рассказ по картинкам, знакомству с буквами;
- магнитная азбука.
- дидактические настольные игры: «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы»;
- Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы
детей;
Комплект методических пособий к программе:
- «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет;
- Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6-7 лет – «ОТ А ДО Я».
- Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет – «Я
начинаю читать».
Рабочие тетради для детей:
- «От А до Я»;
- «Я начинаю читать»
- «Запоминаю буквы»
- «Предмет, слово схема»
- «От слова к звуку»
Дополнительный материал:
- «Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
- «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
- «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
- «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
- «Я уже читаю».
Серия «Тематический словарь в картинках»
Простые и цветные карандаши; счетные палочки; ниточки; магнитная
доска (мольберт), флешка с записью детских песен, физ. минуток, развиваю12

щихзанятий (ЭОР) и презентаций к занятиям, мультфильмов и обучающих
фильмов.
«Воспитание у детей правильного произношения» (М.Ф.Фомичева)
«Артикуляционная гимнастика» (Т.А.Воробьѐва, О.И.Крупенчук)
«Пальчиковые игры».
«Логопедические упражнения» (Т.А.Воробьѐва, О.И.Крупенчук)
«Логопедические игры для детей» (И.В.Корнеева)
2.4. Рабочая программа воспитания
В соответствии с Уставом МБОУ ТР детский сад «Жемчужинка», который регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ на
учебный год, рабочая программа воспитания разрабатывается ежегодно в соответствии с календарным планированием мероприятий, проводимых в рамках общеучрежденческих воспитательных программ, целями и задачами воспитательной работы, проводимой в каждой группе, и с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Основной целью программы воспитания является – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Задачи воспитания формируются на основе планируемых результатов
достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами.
Календарный план воспитательной работы
Месяц

Мероприятие/проект/событие

сентябрь

«Детский сад встречает ребят»

октябрь

«Осень золотая»

ноябрь

«День матери»

декабрь

«Новый год у ворот»

январь

«Прощание с ёлочкой»
13

февраль

«Слава защитникам Отечества»

март

«Мамин день»

апрель

«Путешествие в космос»

май

«Я помню, я горжусь»

2.5. Информационные источники и литература
1. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. –
СПб: «Литера», 2010– 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
3. Р. М. Хамидулина «Развитие речи»
4. О. С. Ушакова «Придумай слово»
5. Т. А Куликовская «Сказки-пересказки»
6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха детей 4-5 лет- М.:
Изд-во «Ювента», 2007
7. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества»
8. М.П. Белова «План – конспекты занятий по обучению грамоте»
Санкт-Петербург Детство-пресс 2019
9. О.Е Шидловсвская обучение грамоте детей 5-7 лет Минск «Аверсэв»
2020
10. С. Е. Гордеева Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука,
цвета и движения. -2е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера,» 2019.
11. Л.А. Ефросинина Программа литературного слушания, развития речи и подготовки к обучению грамоте в детском саду. Москва «Просвещение», 2022.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».