СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Календарно-тематический план 2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.4. Рабочая программа воспитания 2.5. Информационные источники и литература 2.6. Приложения 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка. На этапе дошкольного возраста необходимо создать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создать условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки . Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. Актуальность и целесообразность создания данной программы. Созданием данной образовательной послужил социальный запрос родителей и школы. Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью) является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Направленность – социально - гуманитарная. Срок освоения программы: программа рассчитана на один год с 01.09.2023 по 28.05.2024 г. Объем программы- 37 часов Форма обучения: очная. Форма проведения – занятия. 3 Деятельность строится в занимательной, игровой форме. Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки. Программа предназначена для развития и обучения детей седьмого года жизни и представлена 2-мя направлениями: первое направление - «Развитие речи», составленное и разработанное на основе пособий: Маханева М.Д., Гоголева Н.А., Цыбирева Л.В. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», и второе направление - «ФЭМП», составленное на основе программы «Математические ступеньки» и пособий: Колесникова Е.В. «Я считаю до 10. Математика для детей 6-7 лет». Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению в школе. Адресат Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хочу всё знать» предназначено для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа) и учитывает психологовозрастные особенности обучающихся в соответствии с СаНПиН. Данная программа формируется на основе следующей системы дидактических принципов: - Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов (принцип психологической комфортности); - Новое знание вводится через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности); - Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса); - При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире); 4 - У детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности). - Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества). Основные принципы работы педагога при подготовке детей к школе: - учёт индивидуальных возможностей и способностей детей; - уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход при разработке занятий; - систематичность последовательность занятий; - вариативность содержания и форм проведения занятий; - наглядность. Содержание дополнительной программы разработано таким образом, чтобы осуществлять преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Занятия проводятся в игровой и занимательной форме. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество обучения и ограничить нагрузку на детей. Важнейшей особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность. Во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребёнка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляется и в процессе подготовки к освоению грамоты. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребёнка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Образовательная деятельность подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомления детей с общей 5 картиной окружающего мира, а это естественно, т.к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни. Методы обучения, применяемые на занятиях кружка, многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения – это необходимое условие для получения знаний, т.к. пережитые знания становятся убеждением. Дидактический стержень занятия – деятельность самих детей, что заставляет их думать, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выявлять закономерности. Программа затрагивает следующие образовательные области: познавательное развитие (восприятие, мышление, память, внимание и т.п.), речевое развитие (умение составлять рассказы, пересказывать короткие тексты), социально-коммуникативное развитие (общение с педагогом и со сверстниками, умение работать в группе, умение помогать и просить помощи, слушать, слышать своих товарищей педагога). Программа составлена с учетом следующих нормативных документов: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №1726-р; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с 6 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Уставом МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка». 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: Обеспечение формирования готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе. Задачи: 1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. 2. Отбирать содержание образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития. 3. Укреплять и развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться. 4. Формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. 1.3. Содержание программы Учебный план Содержание Возрастная группа (подготовительная 6-7 лет) Дополнительная общеобразовательная общеразви- 37 занятий 7 вающая программа социально-гуманитарной направленности «Хочу всё знать» Занятий в неделю Часы в неделю Количество занятий в год 1 30 мин 37 занятий (теория - 9) (практика - 28) Количество часов в год 18ч. 30 мин (теория – 4ч. 30 мин.) (практика – 14ч.) Содержание учебного плана Обучение грамоте Кол-во часов 1. «Слышим и говорим правильно». Совершенствовать умения детей различать на слух и в произношении все звуки 2 1. «Как звучат слова?» Совершенствовать проявления интереса к смыслу слов 2. «Связная речь». Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Учить задавать вопросы друг другу по тексту произведения 2 1. «Рассматривание картин и составление рассказов». Совершенствовать умение составлять рассказы по картине 2. «Знакомство со звуками». 3 Теория / Математика практика Практи- 1. «Устный счет». ка - 2 Закреплять знания детей: отсчет предметов. Порядок следования числительных, умение правильно соотносить числительные с пересчитываемыми предметами Теория – 1. «Найди меня!». 1 / прак- Учить детей ориентитика - 1 роваться в пространстве, местонахождение предмета по отношению к себе. 2. «Деление». Учить делить круг на части. Сравнивать, понимать, что целое больше части, часть меньше целого Теория – 1. «Дни недели». 1,5 / Закрепить знания детей практи- о днях недели, их пока – 1,5 следовательности. 2. «Состав числа от 2 до 5». Закрепить представления о количественном 8 Кол-во часов 2 Теория / практика Практика - 2 3 Теория –1/ практика - 2 2 Теория – 0,5 / практика – 1,5 Формировать умение составлять слова из слогов 3. «Геральдика России». Учить детей рассуждать 1. «Играем!». Закреплять умения общаться друг с другом, воспитывать культуру речи составе из единиц чисел от 2 до 5 2 1. «Деление слов на слоги». Формировать умение составлять слова из слогов. 2 1. «Учимся вести диалог». Развивать диалогическую речь, умение формулировать и выражать имеющуюся информацию 2. «Учимся пересказывать». Вовлекать детей в содержательное общение, пересказывать текст 1. «Составление рассказа по теме». Учить детей составлять короткий рассказ по теме, задавать вопросы и рассуждать 3 1. «Ударные и безударные гласные». Закреплять слоговый 2 1 Практика - 2 1. «Состав числа от 6 до 9». Закрепить представления о количественном составе из единиц чисел от 6 до 9 2. «Вычитание чисел». Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число Практи- 1. «Вычитание чисел». ка - 2 Дать представление о том, что при удалении единицы из любого числа получается предыдущее число (продолжение) Теория – 1. «Ориентация на 1 / прак- плоскости листа». тика – 2 Закреплять знания детей ориентироваться на листе. Знакомство с тетрадями. 2. «Деление предметов на части». Показать, что если целые предметы не равны, то не равны и их части 2 Теория –1/ практика – 1 2 Практика - 2 2 Теория – 0,5 / практика – 1,5 Практика - 1 3 Теория –1/ практика – 2 2 Теория –1/ практи- 1. «Сколько весит тело?» Познакомить детей с приемами измерения жидких и сыпучих тел 2. «Образование чисел от 1 до 10» Познакомить детей с числами второго десятка. Теория – 1. «Задачи». 0,5 / Дать детям представлепракти- ние об арифметической 9 анализ слова 2. «Заучивание наизусть». Обучать детей приемам заучивания 1. «Посидимпоговорим». Итоговое занятие. ка – 1,5 Практика - 1 задаче. 2. «Задачи». Учить детей составлять и решать задачи. 1. «Подводим итоги» ка – 1 Практика - 1 1.4. Планируемые результаты освоения программы По направлению «Обучение грамоте» к концу учебного года ребенок должен: - Знать буквы русского алфавита. - Писать буквы русского алфавита в клетке. - Понимать и использовать в речи термины «звук», «буква». - Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце. - Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные. - Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат). - Соотносить звук и букву. - Читать слова, слоги, предложения. - Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение». - Диалог и монолог. - Рассуждение. - Составление рассказа по картине. - Пересказ короткого текста. По направлению «Математика» к концу учебного года ребенок должен уметь: - считать по образцу и названному числу в пределах 10; - понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; 10 -писать цифры от 1 до 10; -пользоваться математическими знаками: +, -, =, >, <; - записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр; -соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; - различать количественный и порядковый счет в пределах 10; - составлять числа от 3 до 10 из двух меньших; - понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа; - знать геометрические фигуры; - рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур; - выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры; - располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения; - делить предмет на 2-4 и более частей. Понимать, что часть меньше целого, а целое больше части; - называть последовательно дни недели, месяцы; - ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку; - определять положение предметов по отношению к другому лицу; - решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез; - понимать задание и выполнять его самостоятельно; - проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы. Способы проверки освоения программы – мониторинг с использованием игровых заданий. 11 Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год Дата нача- Дата окон- Кол-во обула занятий чания заня- учебчения тий ных недель 1 год 01.09.2022 28.05.2023 37 обучения Колво дней 37 Колво часов 18,5 ч. Режим занятий 1 раз в неделю, продолжительность по 1 уч. ч. (30 мин) 2.2. Календарно- тематический план № Тема Всего 2 2 «Слышим и говорим правильно» «Устный счет» 3 4 5 6 «Как звучат слова?» «Связная речь» «Найди меня!» «Деление» 1 1 1 2 7 1 9 10 11 12 «Рассматривание картин и составление рассказов» «Знакомство со звуками» «Геральдика России» «Дни недели» «Состав числа от 2 до 5» «Играем!» 1 8 2 Кол-во часов Дата Теория Практика 2 05.09 12.09 2 19.09 26.09 0,5 0,5 03.10 0,5 0,5 10.10 1 17.10 1 1 24.10 31.10 0,5 0,5 07.11 1 0,5 0,5 14.11 1 1 1 2 0,5 0,5 1 0,5 2 13 14 15 «Состав числа от 6 до 9» 1 «Вычитание чисел» 1 «Деление слов на слоги» 2 0,5 0,5 16 «Вычитание чисел» 2 17 «Учимся вести диалог» 1,5 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 09.01 16.01 23.01 06.02 13.02 20.02 0,5 0,5 0,5 2 2 0,5 12 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 «Учимся пересказывать» «Ориентация на плоскости листа» «Деление предметов на части» «Составление рассказа по теме» «Сколько весит тело?» 1,5 2 «Образование чисел от 1 до 10» «Ударные и безударные гласные» «Заучивание наизусть» «Задачи» «Посидим-поговорим». Итоговое занятие «Подводим итоги» 1 1 0,5 1 27.02 05.03 12.03 0,5 19.03 1 26.03 0,5 1,5 1 0,5 0,5 02.04 09.04 16.04 1 0,5 0,5 23.04 1 1 1 1 30.04 07.05 14.05 21.05 1 28.05 1 1 0,5 1 1 2 1 2.3. Организационно – педагогические условия реализации программы Кадровые условия Реализацию программы обеспечивает Колобова Александра Олеговна, воспитатель первой квалификационной категории, педагог дополнительного образования. Материально – технические и методические материалы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование Количество Магнитная азбука Дидактические настольные игры Учебное пособие по математике Предметные картинки Раздаточный и счетный материал Рабочие тетради по математике Рабочие тетради по грамматике 1 5 1 По каждой теме На каждого ребенка На каждого ребенка На каждого ребенка 13 2.4. Рабочая программа воспитания В соответствии с Уставом МБОУ ТР детский сад «Жемчужинка», который регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ на учебный год, рабочая программа воспитания разрабатывается ежегодно в соответствии с календарным планированием мероприятий, проводимых в рамках общеучрежденческих воспитательных программ, целями и задачами воспитательной работы, проводимой в каждой группе, и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основной целью программы воспитания является – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Задачи воспитания формируются на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами. Календарный план воспитательной работы Месяц Мероприятие/проект/событие сентябрь «Детский сад встречает ребят» октябрь «Осень золотая» ноябрь «День матери» декабрь «Новый год у ворот» январь «Прощание с ёлочкой» февраль «Слава защитникам Отечества» март «Мамин день» апрель «Путешествие в космос» май «Я помню, я горжусь» 14 2.5. Информационные источники и литература - Алябьева Е.А. Учим русский язык. М.: Творческий центр Сфера.2013; - Дурова Н.В., Новикова В.П. «Развивающие упражнения для подготовки к школе» М.. Школьная Пресса. 2010; - Жукова Н.С. «Букварь».2012; - Колесникова Е.В. «Я считаю до 10» Изд-во «Сфера».2019; Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста .Волгоград: Учитель,2006; - Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие для подготовки к школе. Москва. Издательство Рост. 2011; - Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Детство-Пресс. СанктПетербург. 2015; - Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Москва. Национальный книжный центр. 2014; - Холодова О.А. «За 3 месяца до школы», 2011г.; - Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. Москва. Издательство Гоном. 2011; - Чистякова О.В. Обучение грамоте. Учебное пособие для будущих первоклассников. Санкт-Петербург. Издательский дом «Литера». 2014; - Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений для подготовки к школе». ООО «Издательство АСТ», 2013;. - Серия «Папка для дошколят»: Учимся читать. Чтение. Тренажёр – пропись «Готовим руку к письму». ЗАО «Росмэн – ПРЕСС».2013; - Серия «Папка дошкольника»: Вычитаем и складываем. Счёт до 20. Знакомимся со временем. ООО ВК «Дакота» 2012. 15