СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Календарно-тематический план 2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы 2.4. Рабочая программа воспитания 2.5. Информационные источники и литература 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Вокальное искусство - это мир красоты пения, звуков, музыки, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Песня обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение голоса и музыки одновременно влияет на ребенка, формирует его эмоциональную сферу, музыкальность и артистичность. На занятиях вокалом дети развивают речевые, слуховые рецепторы. Воспитанники познают многообразие песни: обрядовые, народные, эстрадные, колыбельные и др. Вокальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Существующие программы музыкального воспитания не имеют прямого отношения к вокальному искусству, т.е. раздел пение является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по обучению вокальному искусству детей, где вокальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала вокального искусства то, что доступно детям 5-6 лет. Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Вокальное творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Для решения этих проблем и была создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Карамелька» (по обучению детей вокальному искусству) (далее Программа). 3 Пение всегда было и остается любимым занятием детей. Оно и развивает, и развлекает ребят. Плавные, спокойные, быстрые песни под красивую музыку доставляют детям эстетическое наслаждение. Через пение дети познают прекрасное, лучше понимают красоту окружающего мира. В программе сохранена одна из проблем нашего времени, а именно, художественное воспитание детей дошкольного возраста посредством применения вокальных композиций. Направленность – художественная. Новизна программы проявляется в том, что даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя, раскрыть свои творческие способности и иметь возможность выбора творческого материала. Музыкальное воспитание вокальными средствами осуществляется в играх, хороводах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям. У детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ с помощью голоса. Актуальность. За последние годы всё больше внимания уделяется дошкольному воспитанию и раннему образованию детей. Психологами давно установлено, что дошкольный возраст самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребёнка. Ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом - всё это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребёнка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Таким образом, решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо ещё в дошкольном возрасте. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. Она предусматривает увлекательные формы занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, рассчитана на необходимость обучения вокалу всех 4 детей, развивая в них глубокое "чувствование", проникновение в музыку, творческое воображение, формируя умение выражать себя в пении. Работа в области вокального воспитания позволяет: - развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительность; - формировать эстетический вкус; - развивать познавательное отношение к действительности. Пение под музыку дополняет этот ряд: - дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение; - создает приподнятое настроение; - развивает активность, инициативу; - развивает вокальные способности. Программа дошкольного образовательного учреждения разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №1726-р; - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы); - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно5 эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».; - Уставом МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка». Отличительная особенность программы Отличительной особенностью программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку с разными способностями реализовать себя, раскрыть свои творческие способности и иметь возможность выбора творческого материала, а также основана на комплексном подходе при реализации поставленных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую направленность. Данная комплексность основывается на следующих принципах: 1. Одним из главных принципов в работе с детьми является созда- ние обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии. Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний, эмоций. Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами: - стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка. - неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода. - неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка. 2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач: Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение 6 Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности. 3. Принцип последовательности предусматривает усложнение по- ставленных задач по всем разделам музыкального воспитания. 4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и в какой-то мере проявить свои творческие способности 5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания явля- ется принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей и музыкальный руководитель становятся единым целым. 6. Немаловажным является и принцип положительной оценки дея- тельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. 7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть за- фиксировано, использовано. Доступность основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность - в ее разностороннем воздействии на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию голосов человека и животных. 7 В Программе представлены различные разделы, все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка Адресат Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Карамелька» предназначено для детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет (подготовительная группа) и учитывает психолого-возрастные особенности обучающихся в соответствии с СаНПиН. Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы Реализация программного содержания дополнительной общеразвивающей программы «Карамелька» рассчитана на один учебный год. Форма и режим занятий Процесс реализации программного содержания «Карамелька» осуществляется в соответствии с календарным графиком организации образовательного процесса ДОУ. Форма занятий: групповая. Объём и срок освоения программы Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов для обучения по программе – 37. Режим занятий Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 мин. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы - выявление и раскрытие творческих способностей дошкольника посредством вокального искусства, совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации. 8 Задачи Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к голосу. Воспитывать культуру сценического поведения. Воспитывать культуру поведения в коллективе. Образовательные: Учить выразительному исполнению песен различной тематики и содержания. Обучать способам певческих умений (естественность, звуковеде- ние, дикция, интонирование, дыхание). Побуждать запоминать, исполнять большинство песен, разучен- ных в течение года. Настраивать детей на выразительное пение, попытки передать в песне характер, настроение, интонацию. Учить элементарной технике певческого исполнительства (пение с солистом, по подгруппам, по фразам). Учить не только различать, но и воспроизводить основные выра- зительные отношения музыкальных звуков. Формировать музыкально-слуховые певческие представления, по- буждать детей запоминать, называть песни, наиболее часто звучащие в течение года и предназначенные для данного возраста. Закрепить представления ребят об образной природе песен, знако- мить их с песнями, в которых представлены два-три музыкальных образа, находящихся в развитии и взаимодействии. Закрепить представление о различных видах песни. Стимулировать развитие целостного музыкально-эстетического восприятия песен. Обогащать восприятие определенных певческих умений, учить от- мечать точность, ясность певческой дикции; верность интонирования мелодии и точность ритмического рисунка; 9 Побуждать ребят помнить, исполнять большинство песен, выучен- ных в течение года. Способствовать выразительному, осознанному исполнению песен различного характера. Настраивать старших дошкольников на осознанное использование в певческой деятельности музыкально-сенсорного опыта, приобретенного в течение предшествующих пяти лет. Желательно, чтобы дети: — соблюдали различные ритмические рисунки, в том числе польки, вальса, марша; — свободно пользовались в пении красотой различных динамических оттенков; — следили за темповыми изменениями; — использовали разную тембровую окраску голоса для передачи необходимых нюансов содержания песни. Развивающие: Развивать певческие умения и навыки детей. Развивать желание самостоятельно исполнять знакомых песен в организованной и в свободной деятельности (как в условиях детского сада, так и семьи). Развивать активность в выражении собственных впечатлений об исполненной песне в рассказе о ней. 1.3. Содержание программы Учебный план Содержание Возрастная группа (подготовительная 6-7 лет) Программа дополнительного образования художественной направленности «Карамелька» Занятий в неделю Часы в неделю 37 занятий 1 30мин 10 Количество занятий в год Количество часов в год 37 занятий (теория – 8) (практика - 29) 18ч. 30 мин (теория - 4ч.) (практика – 14ч.30мин.) Содержание учебного плана Период прохождения материала Программное содержание Программное содержание Теоретические занятия Практические занятия Сентябрь – Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; «Путешествие язычка» С. А. Коротаева; «Зарядка язычка». 4 занятия (2 теория, 2 практика) Октябрь – 5 занятий (2 теория 3 практика) Развитие речевого и певческого дыхания - диафрагмальное дыхание способствует вентиляции лёгких, интенсивному кровообращению. осуществляет массаж брюшной полости. 4 занятия Усвоение певческих навыков упражнять детей в чистом пропевании терции, подготавливать голосовой аппарат к пению песен, развивать чувство ритма. (1 теория Пение. Ноябрь - «Дерево», «Иностранец», «Ветер», «Кто как звучит». игра «Имена», «Кап-кап», «Осень, холодно», «Тик-тиктак». «Бабушка и дедушка» М. Леновский, «Кот Васька» А. Филиппов, «Зимушка-зима» Л. Вахрушева 3 практика) Декабрь – 4 занятий (1 теория Артикуляционная гимнастика - помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; «Зарядка язычка». «Ночной «Ослик». лес», «Самолёт», Развивающие игры с голосом - разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; «Колокольчик», «Сел комарик под кусточек», «По деревьям скок-скок». 3 занятия - расширить диапазоны речевого и певческого голоса; «Бабушка моя» Е. Гомонова, «Мамина песенка» М. Парцхаладзе, «Мама» Ю. Петровой. (1 теория - развивать интонационный и фоне- 3 практика) Январь - 11 2 практика) Февраль 4 занятий (1 теория 3 практика) Март – 4 занятий (1 теория 3 практика) Апрель 4 занятий (3 практика) Май 5 занятия матический слух; Усвоение певческих навыков упражнять детей в чистом пропевании терции, постепенное движение вверх и вниз, развивать чувство ритма, артикуляционный аппарат Пение. Артикуляционная гимнастика - развивать мимику, артикуляционную моторику; - развивать выразительную дикцию. Развивающие игры с голосом - увеличивать границы диапазона речевого и певческого голоса; - формировать естественное звучание голоса. Усвоение певческих навыков упражнять детей в чистом пропевании секунды, квинты, - постепенное движение вверх и вниз, развивать чувство ритма, - подготавливать голосовой аппарат к пению песен. «Трубочка и улыбка», «Игра». «Пробуждение», «В лес шагали», «Радость», «Мы ногами». «Лиса», «Солнышко, не прячься», «Жучок». «Музыкальная капель» М.Метлов, «Карусель» Д. Кабалевский, «Солнышко» К. Найдёнов Пение. (5 практика) 1.4. Предполагаемые результаты реализации программы В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы «Карамелька» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты: выразительно петь, владение певческими умениями, техникой певческого исполнительства, желание петь в группе и в домашней обстановке, выступать на сцене Воспитанник будет знать: музыкальные размеры, темп и характер музыки; 12 различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа; требования к внешнему виду на занятиях; Воспитанник будет уметь: воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками; владеть голосом во время исполнения мелодии; сочинять собственные вокальные и музыкально - игровые импровизации на предложенную музыку; исполнять вокальную композицию в группе; выразительно петь в соответствии с характером и ритмом музыки. Формы подведения итогов реализации дополнительной программы. Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольника. Выступления на утренниках, участие в развлечениях, выступление на фестивалях, концертах и городских мероприятиях. Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий 13 2.1. Календарный учебный график Содержание Возрастная группа (подготовительная 6-7 лет) Начало реализации программы 04.09.2023 г. Окончание реализации программы 30.05.2024 г. Сроки проведения зимних каникул 29.01.24 - 02.02.24г. Сроки проведения летних каникул 01.06.2024г. – 31.08.2024г. Продолжительность учебного года (всего недель) 37 Продолжительность учебной недели (дней) 5 Праздничные дни 4 ноября 2023 года – День Народного Единства; 01 - 08 января 2024 года Новогодние праздники 23 – 25 февраля 2024 года День защитника Отечества; 8 – 10 марта 2024 года – Международный женский день; 28 – 01 Мая 2024 года - праздник весны и труда; 09 - 12 Мая 2024 – День Победы 2.2. Календарно - тематическое планирование Тема Сентябрь - ноябрь. «Мир ребёнка и его сверстников» Вид деятельности. Программное содержание практических занятий 1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка», разное. 2. Развитие речевого и певческого дыхания. «Ветка дерева», «Иностранец», «Шарики», «Свечи». 3. Усвоение певческих навыков. мел., «Как пошли наши подружки» рус. нар. мел., «А мы просо сеяли» рус. нар. мел. «Ой, вставала я ранешенько» рус. нар. мел. 4. Пение произведений. «Моя Россия» Г. Струве, «Песенка о дружбе» Е. Теличеевой, «Жила-была девочка» Г. Струве. 14 «Бабушка и дедушка» М. Леновский, «Зимушка-зима» Л. Вахрушева Декабрь - февраль. «Животные». 1. Артикуляционная гимнастика. «Котята», «Лягушка», «Зарядка язычка». 2. Развивающие игры с голосом. «Кошка», «Кража», «Чьи там крики». 3. Усвоение певческих навыков. «Зайчик» рус. нар. «Виноград у нас в бору» рус. нар. мел., «Перед весною» рус. нар. мел. 4. Пение произведений. «Рыжий пёс» Г. Струве, «Котёнок и щенок» Т. Попатенко, «Про козлика» Г. Струве. «Кот Васька» А. Филиппов Март - май. «Мир природы». 1. Артикуляционная гимнастика. «Зарядка язычка», разное. 2. Развивающие игры с голосом. «Мы на горку», «Покажите-ка, ребята», «Мы ногами». 3. Усвоение певческих навыков. «Во поле берёза стояла» рус. нар. мел., «На горе-то калина» рус. нар. мел., «Пойду ль я, выйду ль я» рус. нар. мел. 4. Пение произведений. «Солнечная капель» С. Соснин, «Ласточка» Е. Крылатов, «Весенняя песенка» С. Полонский. Песни, входящие в данную программу, доставляют детям радость и удовольствие. Но они доступны как по содержанию, так и по характеру. В программу кружка включены детские песни, песни – импровизации, народные и хороводные песни. Детская песня всегда имеет ясно выраженную тему и идею - она всегда содержательна. В песне существуют драматургическая основа и сюжет, в ней есть и обобщенные и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных вокальных упражнений. Особенно полезны народные песни, т. к. приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, создают положительные эмоции. Все народные песни предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используются хороводные, общие (массовые) песни. В них дети учатся внимательно относиться друг к другу, находить общий ритм движения с партнером, терпеливо обращаться к тем детям, у которых имеются какие - либо индивидуальные затруднения. 15 Среди песен наиболее доступны для исполнения детьми русские, белорусские, украинские, чешские. Простотой рисунка, жизнерадостностью, живой и веселой музыкой песни этих народов вполне соответствуют требованиям репертуара детских кружков. В обучении пению ярко прослеживается взаимосвязь всех педагогических методов обучения (наглядный, словесный, практический), а игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные упражнения. Соприкасаясь с вокальным искусством, в доступной для детей форме, они постепенно приобщаются к миру прекрасного. Систематические занятия детей дошкольного возраста в кружке вокала очень полезны для физического развития, улучшается дыхание, укрепляются мышцы и связки. Постепенно все начинают легче и грациознее петь, становятся раскованными, приобретают свободу, координацию, выразительность движений. Все это требует известных усилий, но и доставляет большую радость, удовлетворяя потребность в эстетических переживаниях и впечатлениях Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях. Виды интеграции: речевое развитие – развитие свободного общения - пальчиковая гимнастика - артикуляционная гимнастика - дыхательная гимнастика - логоритмика; физическое развитие - развитие физических качеств, ритмопластика, коррекция осанки. социально - коммуникативное – формирование первичных представления о себе познавательное – расширение кругозора художественно - эстетическое – чувствуем музыку 16 В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более сложные по диапазону и интервальному пению мелодии; возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. Это дает возможность подбирать для работы с детьми разнообразный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения. Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность пения, но и умение точно координировать мелодию с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов мелодий и мотивов в импровизации под музыку. 1. Музыкальная игра. Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, музыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков. В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение. В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывается действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила, которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения. Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой. 2. Хороводы 17 - хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями; 3. Упражнения. Музыкально-вокальные навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа. Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отличая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведении (например, форму, темп, динамику, метроритм), передавая это голосом. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, характер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного материала. Пение дополняет ряд задач занятий вокалом: - дает выход и разрядку отрицательным эмоциям, снимет нервное напряжение; - создает приподнятое настроение; - развивает активность, инициативу; Знание особенностей детского восприятия в 5-7 летнем возрасте позволяет преподавателю наиболее точно и грамотно использовать методические приемы обучения. Каждое упражнение имеет четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого музыкальный руководитель направляет внимание детей на музыку. 18 Работа по закреплению и углублению связи голоса с музыкой проходит успешно, если музыкальный руководитель, соблюдая последовательность задач музыкального восприятия, одновременно воспитывает и развивает голосовой аппарат детей, систематически прививая им необходимые навыки. Занятия по программе позволяют ребенку не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и песен, но и развивают умственные и вокальные способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка. Практическая значимость занятий Насыщенность, динамичность, яркая эмоциональность, игровая форма занятия не даёт детям скучать, ибо без интереса, без удовольствия невозможно добиться у занимающихся полного раскрепощения, без чего нельзя привить новый навык. Использование такой структуры занятия даёт ощутимые результаты: к концу обучения, используя простые и несложные комбинации, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных миниатюрах. 2.3. Организационно - педагогические условия реализации программы Кадровые условия Реализацию программы обеспечивает Петрова Юлия Валерьевна, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, педагог дополнительного образования. Материально-технические и методические материалы Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога. В качестве методического обеспечения прилагаются компакт-диски с яркими, необычными аранжировками, которые украсят любое мероприятие и праздник и сделают их более интересными и запоминающимися. Пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, СD, DVD диски. 19 Материально- техническое оснащение: Музыкальные центры, интерактивное оборудование, компьютеры, микрофоны, колонки. ДИДКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ Используемый в работе вокального кружка инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию: -Картинки и иллюстрации. -Флажки 3 – 4 - х цветов по числу детей в группе. -Ленты разных цветов по 2 на ребенка. -Платочки разных цветов (размер 20-25 см). -Цветы небольшие нежных оттенков. -Обручи легкие пластмассовые. -Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник). -Куклы и мягкие игрушки. Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Костюмы: для мальчиков и девочек – русские сарафаны, кокошники, рубашки, косоворотки, платья, юбки, брюки, стилизованные костюмы. 2.4. Рабочая программа воспитания В соответствии с Уставом МБОУ ТР детский сад «Жемчужинка», который регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ на учебный год, рабочая программа воспитания разрабатывается ежегодно в соответствии с календарным планированием мероприятий, проводимых в рамках обще учрежденческих воспитательных программ, целями и задачами воспитательной работы, проводимой в каждой группе, и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основной целью программы воспитания является – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. 20 Задачи: развитие интонационного слуха, ритмичности, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству. Календарный план воспитательной работы Месяц Мероприятие/проект/событие сентябрь «Детский сад встречает ребят» октябрь «Осень золотая» ноябрь «День матери» декабрь «Новый год у ворот» январь «Прощание с ёлочкой» февраль «Слава защитникам Отечества» март апрель май «Мамин день» «Путешествие в космос» «Я помню, я горжусь» 2.5. Информационные источники и литература 1. Т. М. Орлова, С. И. Бекина «Учите детей петь». Москва, 1998. 2. О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению». Санкт- Петербург, 2005. 3. В. Шаинский «Избранные песни». Москва, 1985. Санкт- Петербург, 1999. 4. Г. А. Струве «Ступеньки музыкальной грамотности». 5. О. П. Радынова, И. В. Груздова, Л. Н. Комиссарова «Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников». Москва, 1999. 21 6. Э. П. Костина «Камертон» (программа музыкального образова- ния детей раннего и дошкольного возраста). Москва, «Линка-Пресс», 2008. 7. Интернет ресурсы, фонограммы, СD, DVD диски. 22