Непоседы 2023

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Календарно-тематический план
2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
2.4. Рабочая программа воспитания
2.5. Информационные источники и литература

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и
воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно
влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную,
мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.
Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она
развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству. Необходимо
продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные
природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться
только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а
правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности. Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы
музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям дошкольного возраста. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и
игровых форм.
Для этого была создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Непоседы».

Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика,
сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для
дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса –
значительная часть практических занятий.
Направленность – художественная.
Актуальность данной Программы заключается в том, что она составлена с учетом современных требований. Определяется запросами родителей
и потребностью детей в самореализации и проявления индивидуальности в
творчестве.
Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске
новых импровизационных и игровых форм. В последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная Программа предусматривает увлекательную игровую
форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к
каждому ребенку.
Отличительная особенность программы
Программа строится на определенных принципах:
-Принцип сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
- Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному
усвоению танцевальных движений.
- Принцип доступности и индивидуальности (учет возрастных особенностей, возможностей ребенка, индивидуальный подход к каждому участнику кружка.)

- Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса
формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для
поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.
- Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических,
эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий
для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;
- Принцип демократизма основывается на признании равных прав и
обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного
климата в социальной среде.
- Принцип постепенного повышения требований (выполнение ребенком все более трудных, новых заданий, постепенное увеличение объема и
интенсивности нагрузок.)
- Принцип систематичности (непрерывность, регулярность занятий.)
- Игровой принцип (занятие стоится на игре.) Игра не только как средства разрядки и отдыха, а необходимость пронизать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
- Принцип повторяемости материала (повторение вырабатываемых
двигательных навыков.)
Адресат
Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Непоседы» предназначено для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
(старшая группа) и учитывает психолого-возрастные особенности обучающихся в соответствии с СаНПиН.
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы
Реализация программного содержания дополнительной общеразвивающей

программы

«Непоседы»

рассчитана

на

один

учебный

год.

Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. №1726-р;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».;
- Уставом МБДОУ ТР детский сад «Жемчужинка».
Форма и режим занятий
Процесс реализации программного содержания «Непоседы» осуществляется в соответствии с календарным графиком организации образовательного процесса ДОУ.
Форма занятий: групповая.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общее количество часов для обучения по программе – 37.
Режим занятий
Занятия проводятся один раз в неделю.

1.2. Цель и задачи программы
Цель:
Содействовать:
-углублению и дифференциации восприятия музыки (выделению
средств выразительности, формы), её образов и формированию на этой основе
навыков выразительного движения.
-необходимости обучить детей умению владеть своим телом, красивой
осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими.
- развитию координации, музыкальности, выразительности и мягкости
исполнения, развитию гибкости и выносливости.
Задачи:
образовательные:
- овладение детьми восприятия музыкальных образов и выражение их в
движениях.
- формирование умения согласовывать движения с характером музыки,
наиболее яркими средствами выразительности;
развивающие:
- развивать основы музыкальной культуры;
- развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на
музыку, слуховые представления, чувство ритма, музыкальную память);
формировать красивую осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;
- развивать творческие способности в области искусства танца: учить
оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой
образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
воспитательные:
- воспитание интереса и любви к музыке,
- воспитывать культуру сценического поведения
- воспитывать культуру поведения в коллективе

- воспитание чувства ответственности и самостоятельности;
- воспитание и развитие общих способностей ребенка: коммуникативных, познавательных, регуляторных;
- воспитание эмоциональной отзывчивости (сочувствие, сопереживание
и т.д.);
1.3. Содержание программы
Учебный план
Содержание

Возрастная группа
(старшая 5-6 лет)

Программа дополнительного образования художественной направленности
«Непоседы»
Занятий в неделю
Часы в неделю
Количество занятий в год

Количество часов в год

37 занятий

1
25мин
37
занятий
(теория – 8)
(практика -29)
15ч. 25 мин
(теория - 3ч.20 мин.) (практика – 12ч.05мин.)

Содержание учебного плана
Разделы

Раздел
1.

Наименование разделов и
тем

Календарные сроки изучения тем
Количество занятий

Репертуар

Сентябрь
4 занятия
1 теория
3 практика

Ритмические упражнения
с шумовыми инструментами.
Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?»
«Марш» Л.Шульгин,
«Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с

Азбука музыкального
движения.
Вводное занятие «Давайте
потанцуем»

Тема 1.1.
Ориентировка в пространстве.

Октябрь

Исходные положения.
Основные движения под
музыку: разные виды шага
(бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках,
мягкий, пружинящий)
Музыкальные размеры 2/4,
4/4. Понятие о такте и затакте.
Тема 1.2.
Основные движения под
музыку: виды бега (лёгкий,
на носочках, энергичный,
стремительный).
Определение музыкального
размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух,
выполнение акцента в движениях.
Тема 1.3.
Элементы русской пляски
Ритм, ритмический рисунок.
Ритмические упражнения с
музыкальным заданием:
(построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга), в колонну 4/4, квадрат
2/4, клин 4/4.
Тема 1.4.
Контрастные темпы.
Происхождение и особенности русского хоровода.
Положение рук в русской
пляске.
Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.
Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.
Тема 1.5.
Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы), дробный шаг.
Движение по линии танца,
против хода, в колонне по
диагонали, в шеренге взявшись за руки.
Движение с ускорением,

2 занятия
1 теория
1 практика

Октябрь
2 занятия
2 практика

1 занятие
1 практика

Ноябрь
2занятия
1 теория
1 практика

Ноябрь
2 занятия
2 практика

шумовыми инструментами.

«Нетерпеливые бегуны»
С.Руднева, игра «В лесу»,
«Море волнуется», «Хлопай, топай», ритмические
рисунки знакомых песен.

Игра «Угадай мелодию»,
«Поезд» Филиппенко,

«Вейся, вейся, капуста»
р.н.п.
Хороводная игра «Здравствуй, Осень»

«Карусель», «Новогодние
хороводы», «Певучий хоровод» Т.Ломова, «Танцуем сидя».

замедлением темп

Раздел
2.

Тема 1.6.
Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.
Перепляс.
Танцевальные комбинации
русских танцев.

Декабрь
2 занятия
2 практика

Упр: «Ручеёк», «Вертушка», «Волна»,
перепляс «Стенка на стенку»,

Тема 1.7.
Танцевальные импровизации.
Выступление на Новогоднем утреннике.
Элементы ритмической
гимнастики. Танцевальные движения.
Тема 2.1
Выставление ноги на носок,
на пятку с полуприседанием.
Полуприсядка, «ковырялочка».
Движение приставными
шагами с носка, ходьба на
полупальцах в колонне.

Декабрь
2 занятия
2 практика

Р.н.п., игра «Плетень»,
«Как у наших у ворот»
р.н.м., «Затейники» (пляска-импровизация).

Январь
4 занятий
1 теория
3 практика

«Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р.н.п.

Тема 2.2.
Виды хлопков.
Гимнастика для развития
мышц и суставов плеч, рук,
кистей, головы. Прыжки на
180* и обратно.
Тема 2.3.
Образные движения.
Развитие «мышечного чувства»: расслабление и
напряжение мышц корпуса,
рук и ног.
Тема 2.4.
Характерные движения.
Упражнения на координацию движений: повороты
головы с шагами, движение
рук и головы с шагами и др.

Февраль
2 занятия
1 теория
1 практика

Упр. «Твёрдые и мягкие
руки», «Мельница»,
«Поющие руки»
П.Чайковский «Шарманщик поёт»

Февраль
2 занятия
1 теория
1 практика

Упр. «Кошка», «Собака»,
«Лебедь», «Пружина»,
«Скобка», «Ветер», «Лошадки» С.Руднева.

Март
2 занятий
1 теория
1 практика

Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и
кошечек», танец «Кукол и
солдатиков»

Тема 2.5.
Парные пляски. Положения
а парах.
Кадрили.
Упражнения на равновесие.

Март
2 занятий
1 теория
1 практика

Тема 2.6.
Построения и перестроения
группы:
«Воротца», «Звёздочки»,
«Карусели».
Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного
сустава. Упражнения для
выворотности ног.
Тема 2.7.
Повторение и подведение
итогов.
Выступление на «Дне защиты детей»

Апрель
5занятий
5 практика

Май
3 занятия
3 практика

«Русская пляска» (парами), игра «Смени пару»,
кадриль «Цветикилютики», упр. «Ласточка»,
«Журавль», «Попрыгунчики» анг.н.п.
Хоровод «Лирический»
С.Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака»,
«Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

Упражнения: «Зеркало»,
«Кто лучше спляшет?»,
игра «Пляши, да не зевай»
Е.Трестман,

В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более
сложные по координации движения; возрастает способность к восприятию
тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной выразительности. У детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и
сложных по координации движений. Это дает возможность подбирать для
работы с детьми разнообразный репертуар, в основе которого не только
народная музыка, детские песни, но и некоторые классические произведения.
Приоритетные задачи: развитие гибкости, пластичности, мягкости
движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение
детей к творчеству.
Развитие музыкальности:
● воспитание интереса и любви к музыке, потребности в ее слушании,
движении под музыку в свободных играх;
● обогащение слушательского опыта – включение разнообразных произведений для ритмических движений: народных, современных детских песен и некоторых доступных произведений изобразительного характера ком-

позиторов-классиков («Детский альбом» П.Чайковского, «Бирюльки» М.
Майкапара);
● развитие умения передавать в пластике разнообразный характер музыки, различные оттенки настроения (веселое-грустное, шаловливоеспокойное, радостное, торжественное, шуточное, беспокойное и т.д.);
● развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (умеренно быстрый – умеренно медленный, быстрый); динамику (громко-тихо, умеренно громко, усиление звучания и уменьшение);
регистр (высокий, низкий, средний); метроритм (сильную долю, ритмическую пульсацию мелодии, сочетание восьмых и четвертных); различать 2-3
частную форму произведения, вариации с контрастными по характеру частями;
● развитие способности различать жанр произведения (плясовая, колыбельная, марш) и выражать это самостоятельно в соответствующих движениях и в слове.
Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:
● ходьба – бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, топающим
шагом, вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий
шаг) в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках;
● бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («Бабочки»,
«Птички», «Ручейки» и т.д.), широкий («Волк»), острый (бежим по «горячему песку»);
● прыжковые движения – на двух ногах на месте, продвижением вперед, прямой галоп – «лошадки», легкие поскоки;
общеразвивающие упражнения на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи,
пружинность); упражнения на гибкость, плавность движений;

имитационные движения разнообразные образно-игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние («веселый»
или «трусливый зайчик», «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат» и т.д.). Уметь передавать динамику настроения.
плясовые движения – элементы народных плясок, доступных по координации.
Развитие умений ориентироваться в пространстве: самостоятельно
находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становится в пары
и друг за другом, строится в шеренгу и колонну, в несколько кругов.
Развитие творческих способностей:
● воспитание потребности к самовыражению в движении под музыку;
● формирование умений исполнять знакомые движения в различных
игровых ситуациях, под другую музыку;
● развитие воображения, фантазии, умения самостоятельно находить
свои, оригинальные движения, подбирать слова, характеризующие музыку и
пластический образ.
Развитие и тренировка психических процессов:
● развитие умения самостоятельно начинать и заканчивать движение
вместе с музыкой – развитие слухового внимания, способность координировать слуховое представление и двигательную реакцию;
● развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, удивление, обида и т.д.;
● тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов на основе
движения в различных темпах и ритмах;
● развитие восприятия, произвольного внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной), мышления, речи – в умении выразить свое восприятие в движениях, а также рисунках, в словесном описании.
Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

● воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ, настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в
пластике;
● формирование чувства такта;
● воспитание культурных привычек в процессе группового общения с
детьми и взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место, извиниться, если произошло
нечаянное столкновение и т.д.
Показателем уровня развития является не только выразительность и непосредственность движений под музыку, но и умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности, способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций, использование разнообразных видов движений в импровизации под музыку.
1.4. Планируемые результаты
При успешном усвоении программы ребенок должен:
- уметь ориентироваться в пространстве;
- выполнять ритмические упражнения с музыкальным заданием;
- различать простейшие музыкальные понятия, понимать характер музыкального образа;
- выразительно двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки
Также у ребенка сформированы:
В результате реализации данной программы дети должны знать:
- виды танцев (классический, народный, бальный);
- танцевальную терминологию (поклон – книксен, реверанс, позиции
ног и рук классического танца и т.д.);
- музыкальные жанры (песня, танец, марш).

Назначения отдельных упражнений танцевально - ритмической гимнастики. Взаимосвязь движения, ритма и музыки; название основных музыкально-ритмических движений и их элементов; правила гигиены тела, тренировочной одежды; правила сценического поведения.
Дети должны уметь:
- овладеть умением ориентироваться в зале, выполнять простейшие построения и перестроения и комплексы упражнений под музыку; освоить
определенный запас общеразвивающих и танцевальных упражнений;
- красиво, выразительно и ритмично двигаться в различных танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок и выражать характер танцевального персонажа под музыку (веселый,
грустный, лирический, героический и др.); импровизировать на любую тему
под различное музыкальное сопровождение; дети без подсказки должны
уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные комбинации;
- понимать и различать музыкальные размеры и ритмы; определять и
использовать основные рисунки, направления в движении; исполнять этюды,
танцевальные композиции и танцы; исполнять упражнения партерного экзерсиса; красиво и правильно исполнять двигательные элементы; быстро и чётко
реагировать на замечания педагога; координировать движения.
Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является
основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации дошкольника.
Выступления на утренниках, участие в развлечениях, выступление на
фестивалях, концертах и городских мероприятиях.

Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Содержание

Возрастная группа
(старшая 5-6 лет)

Начало реализации программы

04.09.2023 г.

Окончание реализации программы

27.05.2024 г.

Сроки проведения зимних каникул

29.01.24 - 02.02.24г .

Сроки проведения летних каникул

01.06.2024г. – 31.08.2024г.

Продолжительность учебного года (всего недель)

37

Продолжительность учебной недели
(дней)

5
4 ноября 2023 года – День Народного
Единства;
01 - 08 января 2024 года Новогодние
праздники
23 – 25 февраля 2024 года День защитника
Отечества;
8 – 10 марта 2024 года – Международный
женский день;
28 – 01 Мая 2024 года - праздник весны и
труда;
09 - 12 Мая 2024 – День Победы

Праздничные дни

2.2. Календарно-тематический план
№

Раздел

Тема занятий

Программное содержание

Задачи

Методы и
приемы

l

Вводное
занятие

1. «Давайте
потанцуем»

Знакомство с детьми.
Что такое танец.

- Формировать
интерес к занятиям.
- Формировать
общую культуру
личности ребенка;
- формировать
правильную осанку и положение

- беседа

Приветствие. Основные
правила поведения в
танцевальном зале, правила техники безопасности. Постановка корпуса.

- объяснение.
- показ.

Положение рук на талии. VI, I свободная позиции ног. Танцевальный шаг с носка.

ll

Музыкально
- ритмические
движения

головы, положение рук на талии,
позиции ног.
- Обучить детей
танцевальному
Танец «Танцуем вместе» шагу с носка.
(шаг с носка, хлопки,
притопы, прыжки на
- формировать
двух ногах)
интерес к занятиИгра «Давайте потанцу- ям.
ем»
- Развитие воображения, фантазии.
Маршировка (шаг с нос- - формировать
2.«Девоч ка, перестроения – круг, правильное исиз большого в маленьполнение танцека мавального шага.
лютка в кий круг и обратно, колонна, круг.)
- Формировать
сказочумение ориентиной
роваться в простране»
странстве.
Разминка «Сказочные
- научить перегерои» (голова – повостраиваться из
роты вправо, влево,
одного рисунка в
наклоны к правому, ледругой
вому плечу; плечи, руки - разогреть мыш– поочередное поднима- цы.
ние плеч вверх; движе- Развивать перния кистями рук вверх
воначальные
вниз, сгибание – разгинавыки координабание в локтевых суста- ции движений.
вах, вытягивание вверх– - научить передаопускание вниз рук;
вать заданный обкорпус – повороты,
раз.
наклоны в стороны, вперед, ноги – поочередное
поднимание пятки, приседания, приставные
шаги в стороны, вперед - - Обучить детей
назад, поднимание котанцевальным
лен вперед, в стороны,
движениям.
прыжки на двух ногах,
ноги вместе – врозь)
- совершенство-Хлопки в ладоши –
вать исполнение
простые и ритмические. выученных дви- Положение рук: перед жений.
собой, вверху, внизу,
- познакомить десправа и слева на уровне тей с темпами муголовы.
зыки (медленный,

- показ, инструкция.
- импровизация.

- инструкция.

- пояснение, повтор
за педагогом.

- объяснение, показ,
повтор за
педагогом,
самостоятельное исполнение.

- объяснение, показ.
- объяснение.

3.«Разно
цветная
игра»

- «Пружинка» - легкое
приседание. Музыкальный размер 2/4. темп
умеренный. Приседание
на два такта, на один
такт, два приседания на
один такт.
- «шаг, приставить, шаг,
каблук».
- подъем на полу пальцы.
- повороты вправо, влево.
Танцевальная композиция «Девочка малютка»
Игра «Сказочный лес»
Игра «У медведя»
Игра «Путешественники»
Партерная гимнастика
(«Буратино», «Солнышко», «Бабочка», «Складочка»)

умеренный, быстрый)
- познакомить детей с динамическими оттенками
музыки (форте,
пиано).
- познакомить детей со штрихами
музыки (стаккато,
легато) отражение
их движениями:
хлопками, шагами, бегом, плавными и резкими
движениями головы.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить
силу мышц.

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги в стороны,
вперед, назад. Перестроения - круг, из большого
в маленький круг и обратно, в колонны по 2,4)

- формировать
правильное исполнение танцевальных шагов.
- Формировать
умение ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в
другой

Разминка «Я рисую
солнце» (голова - прямо,
вверх-вниз; «уложить
ушко» вправо и влево;
повороты вправо и влево; упражнения «тиктак» – «уложить ушко» с
задержкой в каждой
стороне, с ритмическим
рисунком.) Руки - поднять вперед на уровень
грудной клетки, затем
развести в стороны,
поднять вверх и опустить вниз в исходное
положение. В каждом
положении кисти круговые движения с раскры-

- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении
движений.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.

- объяснение.
- объяснение.

- показ,
объяснение.

- инструкция.

- пояснение, повтор
за педагогом.

- показ,

тыми пальцами и «кивание» - сгибание и разгибание кистей. Положение рук: на поясе и внизу. «Мельница » - круговые движения прямыми
руками вперед и назад,
двумя – поочередно и по
одной
Плечи - оба плеча поднять вверх и опустить,
изображая «удивление».
Поочередное поднятие
плеч. Упражнение
«Улыбнемся себе и другу»- наклоны корпуса
вперед и в стороны с поворотом головы вправо
и влево по VI, по II позиции ног. Повороты
корпуса вправо, влево.
Ноги - подъем на полу
пальцы с полуприседанием, «пружинка», высокое поднимание колен
вперед, в стороны.
Прыжки – по VI позиции ног, VI – II позиции
ног, Упражнение «Лыжник».)
Ритмические хлопки в
ладоши. Тройные притопы. «Пружинка» с
наклонами головы.
Движение «Баю - бай».
Подскоки, приставные
шаги с приседанием.

- Развить чувство
ритма.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Развивать координацию движений.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Формировать
пластику, культуру движения, их
выразительность.
- Развить умение
детей перестраивать с одного темпа музыки
на другой.
- Учить строить
рисунки танца.
- продолжать знакомить детей с
динамическими
оттенками музыки
(форте, пиано).

- Формировать
Танцевальная композиумение слушать
ция «Разноцветная игра» музыку, понимать
ее настроение, характер, передаИгра «Скорый поезд»
вать их танцевальными движеИгра «Музыкальные во- ниями.
рота»
- формировать
умение ориентироваться в проИгра «Путник»
странстве
Партерная гимнастика

- повысить гиб-

объяснение,
повтор за
педагогом,
самостоятельное исполнение.
- показ,
объяснение.

- объяснение.

- объяснение.

- объяснение.

- объяснение

(«Карандаши», «бабочка», «Солнышко», «Буратино», «Складочка»)

4.«В гостях у бабушки»

кость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить
силу мышц.
- формировать
умение вытягивать, сокращать
стопу.
Маршировка (шаг с нос- - формировать
ка, шаг на полу пальцах, правильное исшаг с высоким подниполнение танцеманием колен, пристав- вальных шагов.
ные шаги с приседани- Формировать
ем. Перестроения – круг, умение ориентидиагональ, змейка)
роваться в проРазминка «Ку-ка-ре-ку» странстве.
(голова – повороты в
- научить перестороны, наклоны в сто- страиваться из
роны, полукруг впереди. одного рисунка в
Плечи, руки – подъем и другой.
опускание плеч, движение плечами вперед,
- Разогреть мышназад; поднимание и
цы.
опускание рук по очере- - Учить правильди, и вместе, движение
ной осанке при
рук вперед, назад. Корисполнении двипус – наклоны вперед, в жений.
стороны, повороты
- научить переданазад. Ноги – поднимавать заданный обние на полу пальцы,
раз.
поднимание колен, вытягивание прямых ног
вперед в пол. Прыжки – - Развить чувство
на двух ногах, на одной, ритма.
перескоки с одной ноги
- Обучить детей
на другую.)
танцевальным
движениям.
Топающий шаг. Галоп.
- Учить правильПодскоки. Положение
ной осанке при
рук на поясе, вперед,
исполнении двивверх, вниз. Хлопки,
жений.
притопы. Хлопки, притопы в паре, кружения в
паре. Выпад, выпад с
- Развивать коорсоскоком.
динацию движений.
Танцевальная компози- Обучить детей
ция «Бабушкина горни- танцевальным
ца»
движениям.
- Формировать
пластику, культу-

- инструкция.
- пояснение, повтор
за педагогом.

- показ,
объяснение,
повтор за
педагогом,
самостоятельное исполнение.
-показ, объяснение.
объяснение.
- объяснение, повтор
за педагогом, самостоятельное
исполнение.
Пояснение.
- показ.

Игра «Цыплята и ворона»

Танец-игра «Ку-чи-чи»
Партерная гимнастика
(«Солнышко», «Складочка», «Рыбка», «Русалочка», «Дощечка»,
«Сидит дед»)

5.«Снеж
ная
сказка»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
шаг с высоким подниманием колен, приставные шаги с приседанием, галоп, подскоки. Перестроения – круг, две
колонны, два круга,
«шторки», круг, колонна, полукруг.)
Разминка «Зимние забавы» - (голова – повороты в стороны, наклоны в
стороны, полукруг впереди. Плечи, руки –
подъем и опускание
плеч, движение плечами
вперед, назад; поднимание и опускание рук по
очереди и вместе, движение рук вперед, назад,
движения имитирующие
игру в снежки, «греем

ру движения, их
выразительность.
- Формировать
умение слушать
музыку, понимать
ее настроение, характер, передавать заданный образ движениями.
- Развить музыкальный слух и
чувства ритма.
- научить импровизировать.
- укрепить мышцы спины, живота.
- формировать
правильную осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить
силу мышц.
- формировать
правильное исполнение танцевальных шагов.
- Формировать
умение ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в
другой.
-Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
-научить передавать заданный образ.

- инструкция.

- пояснение, повтор
за педагогом.

- объяснение, показ.

руки». Корпус – наклоны вперед, в стороны,
повороты назад. Ноги –
поднимание на полу
пальцы, поднимание колен, вытягивание прямых ног вперед в пол,
выпады в стороны, вперед. Прыжки – на двух
ногах, на одной, перескоки с одной ноги на
другую. Бег на месте с
высоким подниманием
колен.)

- Развить чувство
ритма.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.

- Развивать координацию движений.
- Обучить детей
танцевальным
Шаг с ударом, кружение движениям.
«лодочкой», галоп, под- - Формировать
скоки. Хлопки, притопы. пластику, культуру движения, их
Танцевальная композивыразительность.
ция «Снегурочки»
- Развить чувство
ритма.
Игра «Круг дружбы»
- развить музыИгра «Домик»
кальный слух,
умение начинать
Партерная гимнастика
движение с нуж(«Солнышко», «Скланого такта.
дочка», «Рыбка», «Руса- - Развить музылочка», «Дощечка»,
кальный слух,
«Сидит дед»)
выделять начало
музыкальной фразы.

lll

Эле6.«Озорн Маршировка (шаг с носменты
ой каб- ка, шаг на полупальцах,
русско- лучок» шаг с ударом, галоп,
подскоки, перескоки.
го
Перемещения – круг,
танца
колонна, два круга,

- укрепить мышцы спины, живота.
- формировать
правильную осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить
силу мышц.
- формировать
правильное исполнение танцевальных шагов.
- Формировать
умение ориенти-

- объяснение, показ.
- объяснение.
- объяснение.

- объяснение, показ.

- инструкция.

«шторки», круг, звездочка, сужение и расширение круга, круг в
круге.)
Разминка «Ах, вы, сени»
(голова – повороты в
стороны, наклоны в стороны, полукруг впереди.
Плечи, руки – подъем и
опускание плеч, движение плечами вперед,
назад; поднимание и
опускание рук по очереди, и вместе, движение
рук вперед, назад, Корпус – наклоны вперед, в
стороны, повороты
назад. Ноги – поднимание на полу пальцы,
поднимание колен, вытягивание прямых ног
вперед в пол, выпады в
стороны, вперед. Прыжки – на двух ногах, на
одной, перескоки с одной ноги на другую. Бег
на месте с высоким подниманием колен.)
Положение рук на поясе,
открывание рук во 2 позицию, закрывание на
пояс. Вынос ноги на
каблук вперед, в стороны без корпуса, с наклонами корпуса. Притопы
одинарные, двойные,
тройные. Полу присядка. Хлопушки в ладоши,
по бедру. Кружения.
«Ковырялочка», «ковырялочка» с притопом.
Ходы – простой с носка,
«елочка», шаркающий
шаг. Исполнение движений с одновременной
работой рук.
Танцевальная композиция «Балалайка»

роваться в пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в
другой.
- Разогреть мышцы.
- Учить правильной осанке при
исполнении
движений.
- научить передавать заданный образ.
- познакомить детей с особенностями русского
танца.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Учить правильной осанке при
исполнении движений.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Формировать
пластику, культуру движения, их
выразительность.
-научить передавать в движениях
начало и окончание музыкальных
фраз.
- научить строить
и передвигаться
по рисункам танца.
- развить фантазию и воображение.
- развить координацию.
- укрепить мыш-

- Пояснение, повтор
за педагогом.

- объяснение, показ.

- объяснение, показ.

объяснение.

- объяснение.
- объяснение.
объяснение,
показ.

Игра «Заплетися мой
плетень»
Игра «Танец ткачей»
Игра «Веселый оркестр»

lV

Детский
бальный
танец,
ритмика.

7. «Приглашаю
танцевать»

Партерная гимнастика
(упражнения на растяжку ног, укрепление
мышц спины, улучшения выворотности ног)
Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед,
галоп, подскоки, бег с
высоким подниманием
колен. Перестроения –
круг, змейка, квадрат,
колонна, полукруг, две
колонны.)
Разминка «Раз, два, три,
четыре» (голова – ритмические покачивания,
наклоны, полукруг; плечи, руки –поднимание,
опускание плеч – вместе, по одному, круговые движения, сгибание,
разгибание пальцев рук,
движение кистями рук,
сгибание – разгибание в
локтевом суставе,
упражнение «плечи,
вверх и обратно» по
очереди, корпус –
наклоны вперед, в стороны, повороты. Ноги –
движения стопами, поднимание на полу пальцы, приставные шаги,
прыжки – по VI, VI –II,
упражнение «лыжник» в
разных ритмических рисунках. )
Поклон по I позиции
ног, галоп, подскоки,
приставные шаги, легкие прыжки на месте,
хлопки в разных ритми-

цы спины, живота.
- формировать
правильную осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить
силу мышц.
- формировать
правильное исполнение танцевальных шагов.
- Формировать
умение ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в
другой.

- инструкция.

- инструкция.

- Разогреть мышцы.
- формировать
правильную
осанку при исполнении движений.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Формировать
пластику, культуру движения, их
выразительность.
- развивать творческие способности детей.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Формировать
пластику, культуру движения, их
выразительность.

- объяснение, показ.

- объяснение, показ.

- импровизация.
- импровизация.

ческих рисунках.

8.«Приг
лашение
на
вальс»

-развивать вообПолька «Божья коровка» ражение, фантазию.
Игра «Давайте потанцуем»
-развивать воображение, фантазию.
Игра «Музыкальные
- Формировать
змейки»
умение ориентироваться в проИгра «одинокий путстранстве.
ник»
- формировать
Партерная гимнастика
правильную осан(упражнения на растяж- ку.
ку мышц, укрепления
- повысить гибмышц спины и живота,
кость суставов,
для улучшения вывоулучшить эласротности ног, профилак- тичность мышц и
тики плоскостопия.)
связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей
Маршировка (шаг с нос- - формировать
ка, шаг на полу пальцах, правильное исприставной шаг вперед, полнение танцепружинящий шаг, шаг
вальных шагов.
марша, галоп, подскоки, - Формировать
бег с высоким поднима- умение ориентинием колен. Перестроероваться в прония - в рассыпную, шестранстве.
ренга, круг, в пары, круг - научить перев круге, в рассыпную.)
страиваться из
одного рисунка в
Разминка «Я танцую»
другой.
(голова – ритмические
покачивания, наклоны,
- Разогреть мышполукруг; плечи, руки – цы.
поднимание, опускание
- Учить правильплеч – вместе, по одноной осанке при
му, круговые движения, исполнении
сгибание, разгибание
движений.
пальцев рук, движение
кистями рук, сгибание –
разгибание в локтевом
- Обучить детей
суставе, упражнение
танцевальным
«плечи, вверх и обратдвижениям вально» по очереди, корпус – са.
наклоны вперед, в сто- Обучить детей
роны, повороты. Ноги – танцевальным
движения стопами, под- движениям.

- объяснение.

- объяснение, показ.

- инструкция.

- показ, инструкция.

- объяснение, показ.
- объяснение, показ.
- инструкция.
- объяснение.

Объяснение, импровизация.

нимание на полу пальцы, приставные шаги,
переменный шаг в сторону, прыжки – по VI,
VI –II, прыжок в повороте.)
Поклон мальчиков, поклон девочек, приставной шаг, балансе, шаг
глиссад, покачивание,
поворот в паре, кружения.
Вальс «Нежный»
Игра «Магниты»
Игра «Ромашки»
Игра «Бабочки»
Партерная гимнастика
(упражнения на растяжку мышц, укрепления
мышц спины и живота,
для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

- Формировать
пластику, культуру движения, их
выразительность.
- научить «чувствовать» пару.
-развивать воображение, фантазию.
- развить быстроту реакции.
- Формировать
навык «легкого
шага»
-развивать воображение, фантазию.
- формировать
правильную осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей.

- объяснение, показ.

V

Элемен-ты
Эстрадного
танца

9.«Друж
ные дети»

Маршировка (шаг с носка, шаг на полу пальцах,
приставной шаг вперед,
пружинящий шаг, шаг
марша, галоп, подскоки,
бег с высоким подниманием колен, перескоки.
Перестроения – две шеренги, шторки, круг, четыре колонны, змейка,
квадрат.)
Разминка «Зарядка»
(подъем на полу пальцы,
приседания, наклоны,
повороты туловища, махи согнутыми ногами,
выпады –исполняются
совместно с движениями
рук, головы.)
Танцевальная композиция «Дружба».

Игра «Домики»

Игра «будь внимателен»
Игра « А, ну-ка, покажи»
Партерная гимнастика
(упражнения на растяжку мышц, укрепления
мышц спины и живота,
для улучшения выворотности ног, профилактики плоскостопия.)

- формировать
правильное исполнение танцевальных шагов.
- Формировать
умение ориентироваться в пространстве.
- научить перестраиваться из
одного рисунка в
другой.

- инструкция.

- показ.
- инструкция.
- объяснение, показ.

- развить координацию движений.
- Обучить детей
танцевальным
движениям.
- Формировать
пластику, культуру движения, их
выразительность.
- Развить музыкальный слух,
выделять начало
музыкальной
фразы.
- развить внимание, быстроту реакции.
- развивать воображение, фантазию.
- развить артистизм.
- формировать
правильную осанку.
- повысить гибкость суставов,
улучшить эластичность мышц и
связок, нарастить
силу мышц.
- укрепить здоровье детей.

- объяснение.
- объяснение.
- инструкция.
- объяснение, показ.

2.3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Кадровые условия
Реализацию программы обеспечивает Иванова Наталья Васильевна,
музыкальный руководитель первой квалификационной категории, педагог
дополнительного образования.
Материально – технические и методические материалы
Материально- техническое оснащение: музыкальный центр, интерактивное оборудование, компьютер, колонки.
Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое
охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога. В качестве методического обеспечения прилагаются пособия: нотный материал, иллюстрации, фонограммы, DVD диски.
ДИДКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Используемый в танцевально-ритмической гимнастике инвентарь должен быть не только удобным, но и радовать глаз, развивать вкус детей, содействовать их эстетическому воспитанию:
-Флажки 3 – 4 -х цветов по числу детей в группе.
-Ленты разных цветов по 2 на ребенка.
-Платочки разных цветов (размер 20-25 см).
-Цветы небольшие нежных оттенков.
-Обручи легкие пластмассовые.
-Шнур яркий длиной 3-4 метра.
-Мячи среднего размера по числу детей в группе.
-Музыкальные инструменты (бубен, музыкальный треугольник).
-Гимнастические палки большие и маленькие.
-Куклы и мягкие игрушки.
-Скакалки.
Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.

Костюмы: для мальчиков и девочек – русские сарафаны, кокошники,
рубашки, косоворотки, платья, юбки, брюки, стилизованные костюмы.
2.4. Рабочая программа воспитания
В соответствии с Уставом МБОУ ТР детский сад «Жемчужинка», который регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ на
учебный год, рабочая программа воспитания разрабатывается ежегодно в соответствии с календарным планированием мероприятий, проводимых в рамках общеучрежденческих воспитательных программ, целями и задачами воспитательной работы, проводимой в каждой группе, и с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей обучающихся.
Основной целью программы воспитания является – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.
Задачи воспитания формируются на основе планируемых результатов
достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами.
Календарный план воспитательной работы
Месяц

Мероприятие/проект/событие

сентябрь

«Детский сад встречает ребят»

октябрь

«Осень золотая»

ноябрь

«День матери»

декабрь

«Новый год у ворот»

январь

«Прощание с ёлочкой»

февраль

«Слава защитникам Отечества»

март

«Мамин день»

апрель

«Путешествие в космос»

май

«Я помню, я горжусь»

2.5. Информационные источники и литература
«Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкая-Линка – пресс Москва 2006г.
Климов «Основы русского народного танца» 1981г.,
Руднева С., Фиш С. «Ритмика. Музыкальное движение» 1972г.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика 3: (Программа по ритмической
пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — Издание переработанное и дополненное в соответствии с ФГТ— СПб.: ЛОИРО, 2012. - 220 с.
«Практическое пособие по хореографии» для музыкальных руководителей дошкольных учреждений и начальной школы. Шалар Т.О.2004г.
«Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для
воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П.
3 издание, дораб. – М.:»Просвещение»,1991г.
«Танцуй, малыш!» сборник репертуара для занятий музыкальноритмическими движениями с детьми 2-4 лет. Т. Суворова. Санкт-Петербург
2006г
«Танцуй, малыш!» сборник репертуара для занятий музыкальноритмическими движениями с детьми 2-4 лет. Т. Суворова. Санкт-Петербург
2007г
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова 1 часть. СанктПетербург 2004г
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова 2 часть. СанктПетербург 2005г
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова 3 часть. СанктПетербург 2005г

«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова 4 часть. СанктПетербург 2006г
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова 5 часть. СанктПетербург 2007г
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова 6 часть. СанктПетербург 2011г
«Потанцуй со мной, дружок» И. Каплунова, И. Новоскольцева. Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов. «Невская
нота» Санкт-Петербург 2010г.
«Са-фи-дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».